Инновационная деятельность в России и за рубежом


7

Содержание

Введение

1. Материал. затраты

94085

51,46

106816

51,9

121223

51,73

2. Затраты на оплату труда

42892

23,46

47736

23,19

57422

24,5

3. Отчисления на соц. нужды

15679

8,58

17267

8,39

15322

6,54

4.Амортизация

2770

1,51

3069

1,49

3133

1,34

5. Прочие затраты

27414

14,99

30925

15,03

37238

15,89

Итого по элементам затрат

182840

100

205803

100

234338

100

Таблица 2.3.

Затраты на рубль товарной продукции, руб.

2003 год

2004 год

2005 год

0,887

0,901

0,717

Анализируя данные таблиц 2.2. и 2.3. можно заметить, что в 2005 году по сравнению с 2003 годом общая себестоимость увеличилась, в основном за счет прироста материальных затрат, затрат на оплату труда и прочие затраты. Эти изменения произошли за счет увеличения объема производства, а так же ряда других причин. В 2005 году затраты на рубль товарной продукции снизились по сравнению с 2004 годом на 20,42%, по сравнению с 2003 годом на 19,17%.

Оценка прибыльности предприятия

Для определения прибыльности предприятия необходимо оценить изменения в динамике чистой и валовой прибыли.

Таблица 2.4.

Показатели прибыльности предприятия за 2003 -2005 год

Показатели

Порядок расчета

2003 год

2004 год

2005 год

1. Валовая прибыль, тыс. руб.

24628

60692

79402

2. Чистая прибыль, тыс. руб.

5144

2262

11285

3. Прибыльность всех затрат, %

13,47

11,53

15,2

4. Прибыльность продаж, %

11,3

9,93

12,72

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о том, что с увеличение затрат в 2005 году, прибыльность затрат возросла на 3,67% по сравнению с 2004 годом. Прибыльность продаж также возросла на 1,42% за эти три года. Чистая прибыль предприятия в 2005 году возросла в 4,99% по сравнению с 2004 годом.

Показатели рентабельности

Рентабельность -- это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Рассчитаем показатели рентабельности и результаты сведем в таблицу 2.5.

Таблица 2.5.

Оценка показателей рентабельности

№ п/п

Наименование показателя

Порядок расчёта

Значения

2003

2004

2005

1

2

3

4

5

1

Рентабельность основных фондов, %

23,16

20,5

29,46

2

Рентабельность продаж по прибыли от продаж, %

11,3

9,93

12,72

3

Рентабельность реализованной продукции, %

2,36

0,95

4,03

4

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, %

6,91

2,89

13,45

5

Рентабельность производства, %

3,63

2,99

6,99

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что в 2004 году наблюдается резкое снижение рентабельности реализованной продукции, собственного капитала и рентабельности производства по сравнению с 2003 годом. Это произошло за счет резкого снижения чистой прибыли более, чем в 4 раза. За счет увеличения прибыли от продаж увеличилась рентабельность основных фондов и рентабельность продаж в 2005 году. Остальные показатели показывают, что прибыльность хозяйственной деятельности в 2005 году также увеличилась по сравнению с 2004 годом.

Наличие и движение основных фондов

Для обобщающей характеристики интенсивности и эффективности использования основных средств служат показатели:

# Фондоотдача - показывает, какое количество продукции приходится на один рубль основных фондов.

# Фондоёмкость - это показатель обратный фондоотдаче, который показывает стоимость основных фондов приходящихся на один рубль выпускаемой продукции.

# Рентабельность производственных фондов по прибыли до налогообложения - это отношение прибыли до налогообложения к ОПФ.

Показатели эффективности использования ОФ сведем в таблицу 2.6.:

Таблица 2.6.

Анализ эффективности использования основных фондов

№ п/п

Наименование показателя

Порядок расчета

Значения

2003 г.

2004г.

2005г.

1

Объем производства продукции, тыс.руб.

122492,62

153884,1

184550,6

2

Среднегодовая величина ОПФ по остаточной стоимости, тыс.руб.

106325

115780

120937,5

3

Фондоотдача ОПФ, руб/руб.

п.1/п.2

1,15

1,33

1,53

4

Фондоемкость продукции, руб/руб.

0,87

0,75

0,65

5

Фондорентабельность, %

4,84

1,95

9,33

Анализируя показатель фондоотдачи, выявилось, что в 2005 году на 1 руб. ОПФ приходилось 1,53 руб. товарной продукции. Фондоотдача в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличилась на 15,04%, а по сравнению с 2003 годом на 33,04%. Это прежде всего связано с увели-чением объема выпускаемой продукции.

В 2005 году фондоёмкость составила 0,65 руб./руб., это значит, что для производства 1 ед. продукции понадобится 0,65 руб. ОПФ, в 2004 - 0,75 руб./руб., а в 2003 году - 0,87 руб./руб.

Такое увеличение фондорентабельности (в 2005 году этот показатель увеличился по сравнению с 2004 годом на 378,5%, а с 2003 годом на 92,77%) говорит о том, что ОАО «Стройматериалы» увеличило показатель при-были, что явилось причиной более устойчивого финансово-хозяйственного состояния предприятия

Оценка инновационного потенциала предприятия за 2005 год

Для определения финансовой устойчивости рассчитаем трехкомпонентный показатель.

Таблица 2.7.

Расчет трехкомпонентного показателя типа инновационного потенциала, тыс. руб.

№ пп

Показатель

На начало 2005 года

На конец 2005 года

1

2

5

6

1

Собственный капитал (Ис)

79264

88547

2

Внеоборотные активы (F)

62054

65216

3

Запасы (Z)

23926

26718

4

Долгосрочные кредиты и займы (Кт)

93

82

5

Краткосрочные кредиты и займы (Кt)

15767

24654

6

Затраты, связанные с реализацией инновационного проекта (Син)

--

1534

7

Излишек или недостаток оборотных средств (±Еn) ((1-2)-3-6)

-6716

-4921

8

Излишек или недостаток собственных и заемных источников(±ЕТ) ((1-2+4)-3-6)

-6623

-4839

9

Излишек или недостаток общей суммы нормальных источников формирования (±Еt) ((1-2+4+5)-3-6)

9144

19815

10

Трехкомпонентный показатель

{0;0;1}

{0;0;1}

Исходя из расчета трехкомпонентного показателя типа инновационного потенциала можно сделать вывод о том, что ОАО «Стройматериалы» в данный момент имеет низкий уровень инновационного потенциала. Для реализации стратегии инновационного развития требуется привлечение значительных финансовых средств из внешних источников.

2.2. Характеристика инновационной деятельности на предприятии

ОАО «Стройматериалы» г. Белгорода с момента своего образования является одним из крупнейших производителей строительных материалов в области и за ее пределами. На предприятии происходит постоянное освоение новых строительных материалов.

В 2002 году на предприятии были установлены новые фильтры очистки воздуха и отходящих газов, рассчитанные на улавливание до 44 тонн примесей в год. Затраты на приобретение и установку фильтров составили 1198 тыс. руб. Результатом внедрения очистных сооружений является улучшение экологической обстановки в стране.

С 1 марта 2004 года запущена в эксплуатацию линия по производству новых высококачественных сухих строительных смесей. Предлагаются новые виды продукции:

Ї шпаклевки: универсальная, финишная универсальная и финишная белая, гипсовая «стандарт»;

Ї штукатурные смеси: немодифицированная и универсальная;

Ї клей плиточный «Стандарт», клей для ячеистого бетона, плиточный «керамогранит» и многое другое.

Тот спектр смесей, который теперь выпускается в ОАО «Стройматериалы», позволяет вести все работы, начиная от кладочных и заканчивая отделочными.

Сейчас появилось новое перспективное направление - монолитно-каркасное домостроение. При нем не требуются несущие стены, а нужны ограждающие конструкции. В них больше применяется пенобетон с утеплителем или оштукатуриванием, а также лицевой кирпич. Так как потребление последнего сейчас не увеличивается, предприятие работает не только над улучшением его качества, но и над созданием линии по производству цветного лицевого кирпича.

Осенью 2006 года произойдет запуск немецкого пресса для производства окрашенного кирпича. Планируемый объем производства - 3 млн.усл.кир. в год. Стоимость пресса - 30 млн. руб. с монтажом.

ОАО «Стройматериалы» также освоил технологию производства высокодисперсного мела, качество которого будет измеряться микронами. Это мел самого высокого класса.


Главная проблема предприятия на сегодня - стабилизировались цены на энергоносители. Второй сдерживающий фактор - лимиты на природный газ.

На предприятии были проведены работы по монтажу и запуску линии сухих смесей, реконструкция газоочистных установок и монтаж линий по производству высокодисперсного мела мокрым способом. Готовится проект теплообменника для вращающейся печи, что позволит снизить расход газа при производстве извести.

Совместные проекты по выполнению исследований и разработок за последние годы не осуществлялись. Также не происходили изменения в организации и управлении предприятием.

К факторам, препятствующим внедрению инноваций на ОАО «Стройматериалы» можно отнести:

¶ Нехватка средств;

¶ Недостаток финансовой поддержки со стороны государства;

¶ Высокая стоимость нововведений;

¶ Невосприимчивость предприятия к нововведениям;

¶ Длительные сроки окупаемости нововведений в связи со спецификой продукции и наличием высокой степени риска;

¶ Низкий инновационный потенциал организации;

¶ Неразвитость рынка технологий и недостаток соответствующего информационного обеспечения, как о новых технологиях, так и о рынках сбыта;

¶ Несовершенство законодательства в области инновационной деятельности.

Предприятию, хотелось бы обновить производство современным оборудованием. Но его директору, понимая, что предприятие является неотъемлемой частью строительного комплекса, приходится думать не только о том, как отразится техническое перевооружение на себестоимости собственной продукции, но и в конечном счете на себестоимости одного квадратного метра жилья. Поэтому нужно приобрести оборудование подешевле в России, не уступающее по своим характеристикам зарубежным аналогам.

2.3.Комплексная характеристика нововведения

Переход к свободной конкуренции в нашей стране и зависимость спроса на продукцию от экономического положения в стране поставили ОАО «Стройматериалы» в сложные условия, что сразу же отразилось на его финансовых показателях: к 1998 году более чем в два раза сократился объём реализации, упали, объём прибыли и рентабельность, понизилась финансовая устойчивость предприятия. Однако уже к 2000-му году финансовое положение предприятия стабилизировалось.

Исследовав новые рынки, оценив экспортный потенциал предприятия, можно сделать вывод о востребованности продукции ОАО «Стройматериалы» как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

С целью повышения конкурентоспособности продукции предприятия, объемов получаемой прибыли, доли, занимаемой предприятием на рынке можно предложить ряд мероприятий:

1. Производство кирпича силикатного одинарного лицевого со сколотым ложком и тычком.

2. Приобретение нового оборудования для упаковки зернистых порошкообразных сыпучих материалов.

Проект 1. Кирпич силикатный одинарный лицевой со сколотым ложком и тычком.

ОАО «Стройматериалы» - крупный и успешно развивающихся в России производитель современных строительных материалов. Среди специалистов строительной промышленности завод зарекомендовал себя как надежный партнер, гарант стабильности производства. ОАО «Стройматериалы» всегда стремится улучшить свои позиции на рынке: выпускает высококачественную продукцию, осваивает новые технологии, завоевывает новые рынки как отечественные, так и зарубежные. Предприятие модифицирует характеристики своих изделий, прежде всего такие, как уровень качества и свойства, чтобы привлечь новых пользователей и интенсифицировать потребление.

На основании качественного и количественного анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия оценки конкуренции и конкурентоспособности кирпича силикатного одинарного на рынке можно сделать вывод о том, что основным направлением повышения конкурентоспособности продукции на данном рынке являются изменения в дизайне: кирпича силикатного одинарного лицевого со сколотым ложком и тычком. Кроме того, аналогичная продукция конкурентов уже нашла спрос на рынке Европы, в то время как одинарный лицевой кирпич пользуется все меньшей популярностью среди потребителей, особенно в частном секторе. Кроме того, для изготовления данного вида продукции не требуются огромные капиталовложения. Предприятие может приобрести агрегат для изготовления фасадного околотого кирпича.

Технический аспект

Кирпич силикатный одинарный лицевой со сколотым ложком и тычком применяется для облицовки стен зданий и сооружений. Использование рельефного кирпича в отделке создает иллюзию стены, выложенной из дикого камня.

Основные характеристики:

Размеры, мм - 250 х 120 х 65

Предел прочности при сжатии, кгс / см2

М 150 - 150

Морозостойкость, цикл не менее - 25

Плотность кирпича, кг/м3, свыше - 1650

Водопоглощение, %, не менее - 6

Суть предлагаемого мероприятия состоит в том, что с помощью специального агрегата производится околка кромки стандартного силикатного кирпича с целью придания ему лучших декоративных свойств. Процесс механизирован и требует дополнительных финансовых вложений и людских затрат.

Производительность агрегата составляет до 15 кирпичей в минуту.

Установленная мощность агрегата - 2,2 кВт.

Это поможет предприятию в достижении поставленных целей:

# увеличения ассортимента как минимум на десять наименований за счет различной структуры околки кирпича;

# увеличение объема продукции и рынка сбыта, за счет привлечения новой группы покупателей - частных застройщиков.

Организационный аспект

Создание и реализация данного инновационного проекта будет включать следующие этапы:

· выбор и предварительное обоснование инвестиционного замысла (идеи);

· технико-экономическое обоснование проекта;

· подготовку научно-исследовательской и проектной документации;

· закупка и монтаж необходимого оборудования;

· подготовка и запуск производства;

· организация сбыта.

Для осуществления процесса производства необходим найм и подготовка дополнительных 9 рабочих.

Экономический аспект

При производстве околотого кирпича исходным сырьем является стандартный силикатный кирпич, производимый ОАО «Стройматериалы». Таким образом, сырьевые расходы связаны только с увеличением объемов производства силикатного кирпича.

Для производства околотого кирпича необходимо приобретение дополнительного оборудования: агрегата для изготовления фасадного околотого кирпича (2 шт.). Его стоимость составляет 70 000 руб.

Для реализации предложенного мероприятия ОАО «Стройматериалы» необходимо дополнительно затратить 1434,0 тыс. руб. на оборотные средства и 140 тыс. руб. покупку оборудования. Необходимые средства предприятие намерено взять в кредит. Срок реализации проекта - 5 лет. Период возврата инвестиций - 4 года. Предполагаемая цена на 25% больше от стоимости обычного силикатного кирпича.

Проект 2. Приобретение нового оборудования для упаковки зернистых порошкообразных сыпучих материалов.

Технический аспект

В рамках реализации инновационной деятельности ОАО «Стройматериалы» планирует усовершенствовать схему упаковки сыпучих порошкообразных материалов. Для этого предусматривается приобретение и установка на предприятии дополнительного оборудования «Вселуг Турбо1П» мощностью 10 тыс. тонн фасованных сыпучих материалов в год.

ВСЕЛУГ Турбо1П - фасовочная машина с турбинной подачей предназначена для упаковки сыпучих аэрирующихся продуктов (цемент, известь, гипс) в клапанные мешки емкостью от 10 до 50 кг с максимальной скоростью 300…400 упаковок в час, что в 1,5 раза превышает производительность старого оборудования. С увеличением производства сухих смесей на предприятии возникла необходимость ускорения их расфасовки. Старое оборудование перестало справляться с этой задачей, поэтому целесообразно приобрести новую фасовочную машину. К тому же новое оборудование позволяет добиваться экономии на электроэнергии, уменьшается просып сыпучих материалов.

Расфасовка производится в новые клапанные мешки, которые позволяют увеличить срок хранения готовой смеси по сравнению со старыми мешками. Материал новых мешков надежно сохраняет сухие смеси от отсырения, к тому же высокие эстетические качества упаковки, привлекательный дизайн способствуют увеличению покупательной активности.

Весовое дозирование брутто. В составе фасовочного комплекса 1 машина.

Организационный аспект

Этапы проекта:

Ї выбор и предварительное обоснование инвестиционного замысла (идеи);

Ї технико-экономическое обоснование проекта;

Ї покупка оборудования;

Ї подготовка производства;

Ї запуск линии по фасовке в клапанные мешки емкостью от 10 до 50 кг.

Экономический аспект

Приобретение оборудования «Вселуг Турбо1П» повлечет за собой дополнительные расходы. Стоимость данного оборудования составляет 12 млн. руб.

Для организации производства необходима переквалификация имеющихся операторов старой установки для работы на новом оборудовании «Вселуг», что не потребует расходов по оплате дополнительной рабочей силы. Рентабельность нового оборудования составляет 10-15%.

Оборудование имеет меньшее энергопотребление, что позволяет снизить энергетические затраты. Качественный материал и способ упаковки облегчает условия хранения готовой продукции, что значительно снижает складские расходы, а также расходы, связанные с транспортировкой сухих смесей.

Деньги, необходимые для приобретения оборудования ОАО «Стройматериалы» планирует взять в кредит, в связи с неустойчивой финансовой обстановкой на предприятии. Срок погашения кредита составляет 10 лет.

2.4. Обоснование и выбор проекта

Для анализа сформированного портфеля нововведений и отбора проекта, предлагаемого для реализации в настоящей работе, следует выделить критерии с соответствующими показателями относительной значимости. Отбор проектов с помощью перечня критериев нацелен на выявление общего представления о проекте путем установления соответствия проектов каждому из перечисленных критериев.

Критерии отбора проектов можно подразделить (условно) на следующие группы:

ь целевые критерии;

ь внешние и экологические критерии;

ь критерии реципиента, осуществляющего проект;

ь критерии научно-технической перспективности;

ь коммерческие критерии;

ь производственные критерии;

ь рыночные критерии;

ь критерии региональных особенностей реализации проекта и др.

Процедура экспертизы проводилась методом балльных оценок.

Таблица 2.8.

Результаты экспертной оценки проектов

Наименование критерия

Проект 1

Проект 2

Оценки экспертов

Ср. ариф.

Оценки экспертов

Ср. ариф.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

1

2

3

1. Соответствие проекта текущей стратегии предприятия

10

10

9

9,67

9

7

8

8

2. Вероятность объема сбыта продукции

10

9

9

9,33

9

10

9

9,33

3. Отвечает ли проект потенциалу организации

9

9

8

8,67

7

6

7

6,67

4.Вероятность коммерческого успеха проекта

9

10

10

9,67

7

8

8

7,67

5. Время на реализацию проекта.

7

7

8

7,33

6

5

7

6

6. Стоимость проекта

9

9

10

9,33

6

5

6

5,67

7. Соответствие проекта имеющимся каналам сбыта

8

9

8

8,33

10

9

9

9,33

8.Потребность в рабочих для реализации проекта.

9

9

9

9

10

10

10

10

9. Вероятность технического успеха проекта.

10

10

9

9,67

9

10

10

9,67

Итого

81

72,34

Далее произведем интегральную бальную оценку и оценку приоритетности проектов (табл. 2.9.)

Таблица 2.9.

Интегральная бальная оценка и оценка приоритетности проектов

№ п/п

Принятая относительная значимость критерия

Среднеарифметические оценки проектов

Среднеарифметические оценки проектов с учетом значимости критериев

Проект 1

Проект 2

Проект 1

Проект 2

1

1

9,67

8

9,67

8

2

0,9

9,33

9,33

8,397

8,397

3

0,9

8,67

6,67

7,803

6,003

4

0,8

9,67

7,67

7,736

6,136

5

0,7

7,33

6

5,131

4,2

6

0,8

9,33

5,67

7,464

4,536

7

0,5

8,33

9,33

4,165

4,665

8

0,8

9

10

7,2

8

9

0,5

9,67

9,67

4,835

4,835

Интегральная оценка проекта с учетом значимости критериев

81

72,34

62,401

54,772

Приоритетность проектов

1

2

1

2

Результаты проведенной экспертной оценки соответствуют, что наиболее приоритетным является проект №1, поэтому обоснование экономической эффективности будем проводить для первого проекта в следующем разделе данной работы.

Но оценки, полученные таким образом, нельзя считать абсолютно достоверными, что связано с субъективностью экспертных оценок при определении значимости каждого из факторов и количественной оценки каждого проекта. Объективность выводов пришлось повысить, главным образом, за счет привлечения к проведению экспертизы независимых участников.

2.5. Обоснование эффективности инновационного проекта

Предлагаемые сроки реализации проекта приведены в таблице 2.10.

Таблица 2.10.

Сроки реализации проекта

Этапы

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Проектно-изыскательские работы

Покупка оборудования

Подготовка производства

Затраты на оборотные средства

Кредит

Возврат кредита

Производство продукции

Составим производственную программу ОАО «Стройматериалы» по выпуску кирпича силикатного, так как согласно производственному плану предприятия за рассматриваемый и планируемый период (всего 4 года) намечается увеличение объемов выпуска околотого кирпича на 5% в 2009 годах, и на 12% в 2010 и в 2011 годах, по сравнению с 2008 годом.

Таблица 2.11.

Производственная программа

Годы

2008 год

2009

(на 5%)

2010

(на 12%)

2011

(на 12%)

Объем выпуска продукции, шт. усл. к.

12 000

12 600

13 440

13 440

Цена, руб./шт. усл. к.

2478

2478

2478

2478

Объемы реализации, тыс. руб.

29736

31222,8

33304,32

33304,32

Для производства колотого кирпича необходимо приобретение дополнительного оборудования: агрегата для изготовления фасадного околотого кирпича (2 шт.). Его стоимость составляет 70 000 руб.

Таблица 2.12.

Потребность в основных фондах (тыс. руб.)

Основные фонды

Действующие

Общая потребность

Прирост ОПФ

Здания

Cооружения

Машины и оборудование

Транспортные средства

Производ. и хоз. ивентарь

Прочие

Итого

36156

18706

36507

18066

648

15831

125915

36156

18706

36647

18066

648

15831

126055

-

140

-

-

-

-140

Как видно из таблицы прирост ОПФ необходим на сумму 140 тыс. руб., что составляет необходимые средства для покупки технологического оборудования.

Таблица 2.13.

Потребность в оборотном капитале

Статьи расходов

год

на единицу (руб.)

на весь объем (тыс. руб.)

1.Материалы

548,4

6580,80

2.Электроэнергия

66,32

795,94

3.Топливо

204,31

2451,72

4.Вода

5,52

66,24

Итого

824,55

9894,70

Так как происходит незначительное увеличение объема производства (на 12% к концу 2011 года), то прирост потребности в оборотном капитале минимален и его можно покрыть за счет прибыли от продаж.

Величина инвестиций в оборотные средства рассчитывается по формуле:

,

где - прирост потребности в оборотном капитале на реализацию производственно программы;

- коэффициент оборачиваемости оборотных активов.

,

тыс. руб.

Для реализации предложенного мероприятия ОАО «Стройматериалы» необходимо дополнительно затратить 1434,0 тыс. руб. на оборотные средства и 140 тыс. руб. покупку оборудования. Необходимые средства предприятие намерено взять в кредит.

Вследствие дополнительного найма 9 рабочих на новую линию по сколке кирпича с заработной платой 5000 руб. для работы в три смены, возрастет количество основных рабочих по производству силикатного кирпича.

Таблица 2.14.

Фонд заработной платы

2006 год

2008 год

2009

год

2010 год

2011 год

Количество основных рабочих, чел.

28

37

37

37

37

Заработная плата основных рабочих в год, тыс. руб.

1680

2220

2220

2220

2220

ЕСН, тыс. руб

436,8

577,2

577,2

577,2

577,2

Амортизация основных фондов ():

Однако отметим, что в производстве нового вида кирпича будет задействован не только приобретаемый агрегат, но и уже имеющееся оборудование, амортизация которого будет тоже входить в стоимость продукта. Поэтому амортизация всего оборудования участвующего в производстве составит 451,093 тыс. руб. в год

Таблица 2.15.

График погашения кредита, тыс. руб.

Наименование

Годы проекта

источника

2007

2008

2009

2010

2011

Итого

1. Сумма кредита

1990,59

1990,59

2. Возврат кредита

497,65

497,65

497,65

497,65

1990,59

3. Остаток на начало года

1990,59

1990,59

1492,94

995,29

497,65

4. Сумма процентов за кредит

298,59

298,59

223,94

149,29

74,65

1045,06

Величина кредита с учетом выплаты первоначального процента:

% ставка = 15%

Кредит и проценты по нему планируется вернуть в конце 2011 года.

Предложим сводку затрат и калькуляцию плановой себестоимости околотого кирпича за планируемые годы выпуска. Калькулируемая единица - тыс. шт. усл. кирпича.

Таблица 2.16.

Плановая сводка затрат и калькуляция околотого силикатного одинарного лицевого кирпича

Наименование статей

План. Затраты на единицу 2008

План. Затраты на весь выпуск 2008

План. Затраты на единицу 2009

Планов. Затраты на весь выпуск 2009

План. Затраты на единицу 2010

Планов. Затраты на весь выпуск 2010

Планов. Затраты на единицу 2011

Планов. Затраты на весь выпуск 2011

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Сырье и основные материалы

548,4

6580800

548,4

6909840

548,4

7370496

548,4

7370496

2

Топливо на технологические цели

204,31

2451720

204,31

2574306

204,31

2745926,4

204,31

2745926,4

3

Энергия на технологические цеди

66,32

795840

66,32

835632

66,32

891340,8

66,32

891340,8

4

Основная зарплата производственных рабочих

185

2220000

176,19

2220000

165,18

2220000

165,18

2220000

5

ЕСН с зарплаты рабочих

48,1

577200

45,81

577200

42,95

577200

42,95

577200

6

Вспомогательные материалы

5,52

66240

5,52

69552

5,52

74188,8

5,52

74188,8

7

Общепроизводственные расходы

301,33

3615960

286,98

3615960

269,04

3615960

269,04

3615960

8

Общезаводские расходы

204,71

2456520

194,96

2456520

182,77

2456520

182,77

2456520

9

Потери от брака

32,51

390120

32,51

409626

32,51

436934,4

32,51

436934,4

10

Производственная себестоимость

1596,200

19154400

1561,003

19668636

1517,006

20388566

1517,006

20388566

11

Внепроизводственные расходы

17,42

209040

17,42

219492

17,42

234124,8

17,42

234124,8

12

Полная себестоимость

1613,620

19363440

1578,423

19888128

1534,426

20622691

1534,426

20622691

Таблица 2.17.

Распределение инвестиций по элементам и годам осуществления проекта, тыс.руб.

Элементы

Инвестиции

Производство

инвестиций

Годы проекта

2006

2007

2008

2009

2010

Итого

1.Проектно-изыскательские работы

105

105

2.Покупка оборудования

140

140

3.Подготовка производства

13

13

5. Затраты на оборотные средства

1434

1434

Итого, тыс. руб.

1692

1692

Предлагаемое мероприятие требует всестороннего изучения и аргументации с точки зрения определения ожидаемых результатов и последствий их реализации. С этой целью проводится технико-экономическое обоснование (ТЭО). Это заключительная часть, где принимается окончательное решение о том, имеются ли коммерческие, технические, экономические и экологические предпосылки для реализации предложенной идеи.

Основная цель ТЭО сводится к определению организационно-технических возможностей, предпринимательской целесообразности и экономической эффективности требуемых для реализации капитальных вложений.

Составим план потоков для финансового планирования по 3-м видам деятельности проекта.

Таблица 2.18.

Расчет денежные потоки для финансового планирования, тыс. руб.

Показатели

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1

2

3

4

5

6

1. Денежные потоки от инвестиционной деятельности

-1692,00

1.1 Проектно-изыскательные работы

-105,00

1.2 Покупка оборудования

-140,00

1.3 Подготовка производства

-13,00

1.6 Затраты на оборотные средства

-1434,00

2. Денежные потоки от финансовой деятельности

1990,59

-497,65

-497,65

-497,65

-497,65

2.1 Кредит банка

1990,59

2.3 Возврат кредита

-497,65

-497,65

-497,65

-497,65

3. Денежные потоки от операционной деятельности

-298,59

7631,02

8418,96

9499,37

9556,11

3.1.Доход от продаж

29736,00

31222,80

33304,32

33304,32

3.1.1.Объем реализации

12000

12600

13440

13440

3.1.2.Цена за единицу продукции

2,48

2,48

2,48

2,48

3.2.Полная себестоимость

19363,44

19888,13

20622,69

20622,69

3.2.1.Амортизация

-25,20

-25,20

-25,20

-25,20

3.3.Проценты за кредит

-298,59

-298,59

-223,94

-149,29

-74,65

3.4.Прибыль от реализации

10073,97

11110,73

12532,33

12606,98

3.5.Налог на прибыль(24%)

2417,75

2666,58

3007,76

3025,68

3.6.Чистая прибыль

7656,22

8444,16

9524,57

9581,31

4. Сальдо денежных потоков (1+2+3)

0,00

7133,37

7921,31

9001,73

9058,46

5. ЧДП (1+3)

-1990,59

7631,02

8418,96

9499,37

9556,11

6. ЧДП нарастающим итогом

-1990,59

5640,43

14059,39

23558,76

33114,87

7.Коэффициент дисконтирования (21%)

1,00

0,83

0,68

0,57

0,47

8.ЧТДС (5*7)

-1990,59

6303,22

5750,15

5367,15

4462,70

9.ЧТДС нарастающим итогом

-1990,59

4312,63

10062,78

15429,93

19892,63

10.Коэффициент дисконтирования (406%)

1,000

0,198

0,039

0,008

0,002

11.ЧТДС

-1990,59

1508,11

328,82

73,32

14,58

12.ЧТДС нарастающим итогом

-1990,59

-482,48

-153,66

-80,34

-65,76

Данные расчетов показывают, что кумулятивная чистая текущая дисконтированная стоимость проекта значительно больше нуля, при ставке дисконтирования 21 % равна 19892,63 тыс. руб.

Произведем расчет внутренней нормы доходности, она равна:

IRR = 21 + = 404,73%

Выявленная внутренняя норма доходности достаточно велика, а это значит, что это тот максимальный процент, который может быть выплачен для мобилизации капиталовложений в проект предприятия.

Индекс рентабельности определяется как отношение приведенных притоков (ЧДПt) к приведенным оттокам (Кк)

Полученный показатель больше нормативного (11,00 > 1), следовательно, данный проект можно принять.

Это свидетельствует о том, что капитал, вложенный в проект возрастет в 11,06 раза, что ведет к хорошим финансовым результатам предприятия.

Период возврата инвестиций:

года.

Период окупаемости проекта:

Ток=ТвозТин,

Ток=1,32-1=0,32 года или 117 дней.

Финансовый профиль проекта представляет собой графическое изображение динамики дисконтированного чистого денежного потока рассчитанного нарастающим итогом.

Рис.2.3. Финансовый профиль проекта.

Результат нашего проекта, то есть интегральный экономический эффект составляет 19892,63 тыс. руб. при общих инвестициях 1692 тыс. руб., следовательно проект является эффективным.

Необходимо так же сказать, что в результате реализации предложенного проекта предприятие сможет не только укрепить конкурентоспособность своей продукции (за счет расширения ассортимента и предложения покупателям новой продукции), но и получить большие объемы прибыли.

2.6 ЭКСПЕРТИЗА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА И РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Экономическая экспертиза проекта предполагает проведение факторного анализа устойчивости и чувствительности инновационного проекта с целью определения “узких мест”.

Наиболее подвержены изменениям и могут привести к срыву реализации данного проекта или существенному снижению его эффективности, следующие показатели:

1. Стоимость вводимого оборудования.

2. Стоимость сырьевых материалов.

Произведем анализ влияния каждого фактора на наш проект.

Исследуем устойчивость и чувствительность инновационного проекта по показателю «стоимость вводимого оборудования».

Изменим стоимость вводимого оборудования в негативную сторону. Результаты изменения следующие:

Таблица 2.19.

Потребность в основных фондах (тыс. руб.)

Основные фонды

Действующие

Общая потребность

Прирост ОПФ

Здания

Cооружения

Машины и оборудование

Транспортные средства

Производ. и хоз. ивентарь

Прочие

Итого

36156

18706

36507

18066

648

15831

125915

36156

18706

36661

18066

648

15831

126068

-

154

-

-

-

-

154

Амортизация основных фондов ():

Таблица 2.20.

Расчет денежных потоков для финансового планирования, тыс. руб.

Показатели

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1

2

3

4

5

6

1. Денежные потоки от инвестиционной деятельности

-1706,00

1.1 Проектно-изыскательные работы

-105,00

1.2 Покупка оборудования

-154,00

1.3 Подготовка производства

-13,00

1.6 Затраты на оборотные средства

-1434,00

2. Денежные потоки от финансовой деятельности

2007,06

-501,76

-501,76

-501,76

-501,76

2.1 Кредит банка

2007,06

2.3 Возврат кредита

-501,76

-501,76

-501,76

-501,76

3. Денежные потоки от операционной деятельности

-301,06

7624,71

8413,11

9494,00

9551,20

3.1.Доход от продаж

29736,00

31222,80

33304,32

33304,32

3.1.1.Объем реализации

12000

12600

13440

13440

3.1.2.Цена за единицу продукции

2,48

2,48

2,48

2,48

3.2.Полная себестоимость

19365,96

19890,65

20625,21

20625,21

3.2.1.Амортизация

-27,72

-27,72

-27,72

-27,72

3.3.Проценты за кредит

-301,06

-301,06

-225,79

-150,53

-75,26

3.4.Прибыль от реализации

10068,98

11106,36

12528,58

12603,84

3.5.Налог на прибыль(24%)

2416,56

2665,53

3006,86

3024,92

3.6.Чистая прибыль

7652,43

8440,83

9521,72

9578,92

4. Сальдо денежных потоков

0,00

7122,94

7911,35

8992,24

9049,44

5. ЧДП (1+3)

-2007,06

7624,71

8413,11

9494,00

9551,20

6. ЧДП нарастающим итогом

-2007,06

5617,65

14030,76

23524,76

33075,96

7.Коэффициент дисконтирования (21%)

1,00

0,83

0,68

0,57

0,47

8.ЧТДС (5*7)

-2007,06

6298,01

5746,16

5364,11

4460,41

9.ЧТДС нарастающим итогом

-2007,06

4290,95

10037,10

15401,21

19861,62

10.Коэффициент дисконтирования (406%)

1,000

0,198

0,039

0,008

0,002

11.ЧТДС

-2007,06

1506,86

328,59

73,28

14,57

12.ЧТДС нарастающим итогом

-2007,06

-500,20

-171,61

-98,33

-83,76

Из таблицы видно, что интегральный экономический эффект по проекту составляет 19861,62 тыс. руб.

Произведем расчет внутренней нормы доходности, она равна:

IRR = 0,21+(19861,62/(19861,62+83,76))*(4,06-0,21)=404,38%

Полученный результат расчета ВНД, превышающий коэффициент дисконтирования, используемый для расчета ЧДД проекта говорит о высокой экономической эффективности данного инновационного проекта.

Определим предельное негативное значение исследуемого параметра. Для этого приблизим значение NPV к 0.

Таблица 2.21.

Расчет денежных потоков для финансового планирования, тыс. руб.

Показатели

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1

2

3

4

5

6

1. Денежные потоки от инвестиционной деятельности

-10675,00

1.1 Проектно-изыскательные работы

-105,00

1.2 Покупка оборудования

-9123,00

1.3 Подготовка производства

-13,00

1.6 Затраты на оборотные средства

-1434,00

2. Денежные потоки от финансовой деятельности

12558,82

-3139,71

-3139,71

-3139,71

-3139,71

2.1 Кредит банка

12558,82

2.3 Возврат кредита

-3139,71

-3139,71

-3139,71

-3139,71

3. Денежные потоки от операционной деятельности

-1883,82

3580,43

4669,56

6051,17

6409,10

3.1.Доход от продаж

29736,00

31222,80

33304,32

33304,32

3.1.1.Объем реализации

12000

12600

13440

13440

3.1.2.Цена за единицу продукции

2,48

2,48

2,48

2,48

3.2.Полная себестоимость

20980,38

21505,07

22239,63

22239,63

3.2.1.Амортизация

-1642,14

-1642,14

-1642,14

-1642,14

3.3.Проценты за кредит

-1883,82

-1883,82

-1412,87

-941,91

-470,96

3.4.Прибыль от реализации

6871,80

8304,86

10122,78

10593,73

3.5.Налог на прибыль(24%)

1649,23

1993,17

2429,47

2542,50

3.6.Чистая прибыль

5222,57

6311,70

7693,31

8051,24

4. Сальдо денежных потоков

0,00

440,72

1529,85

2911,46

3269,39

5. ЧДП (1+3)

-12558,82

3580,43

4669,56

6051,17

6409,10

6. ЧДП нарастающим итогом

-12558,82

-8978,40

-4308,84

1742,33

8151,43

7.Коэффициент дисконтирования (21%)

1,00

0,83

0,68

0,57

0,47

8.ЧТДС (5*7)

-12558,82

2957,43

3189,31

3418,91

2993,05

9.ЧТДС нарастающим итогом

-12558,82

-9601,39

-6412,08

-2993,17

-0,13

10.Коэффициент дисконтирования (406%)

1,000

0,198

0,039

0,008

0,002

11.ЧТДС

-12558,82

707,59

182,38

46,71

9,78

12.ЧТДС нарастающим итогом

-12558,82

-11851,23

-11668,85

-11622,14

-11612,37

Из таблицы видно, что близкое к 0 значение NPV принимает при стоимости оборудования равной 9123,00 тыс. руб.

Определим уровень устойчивости/чувствительности проекта по данному показателю:

Таким образом, по показателю «стоимость вводимого оборудования» проект устойчив, нечувствителен и не рискован.

Исследуем устойчивость и чувствительность инновационного проекта по показателю «стоимость сырьевых материалов». Изменим этот показатель в негативную сторону. Результаты следующие:

Таблица 2.22.

Плановая сводка затрат и калькуляция околотого силикатного одинарного лицевого кирпича

Наименование статей

План. Затраты на единицу 2008

План. Затраты на весь выпуск 2008

План. Затраты на единицу 2009

Планов. Затраты на весь выпуск 2009

План. Затраты на единицу 2010

Планов. Затраты на весь выпуск 2010

Планов. Затраты на единицу 2011

Планов. Затраты на весь выпуск 2011

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Сырье и основные материалы

603,24

7238880

603,24

7600824

603,24

8107545,6

603,24

8107545,6

2

Топливо на технологические цели

204,31

2451720

204,31

2574306

204,31

2745926,4

204,31

2745926,4

3

Энергия на технологические цеди

66,32

795840

66,32

835632

66,32

891340,8

66,32

891340,8

4

Основная зарплата производственных рабочих

185

2220000

176,190

2220000

165,179

2220000

165,179

2220000

5

ЕСН с зарплаты рабочих

48,1

577200

45,810

577200

42,946

577200

42,946

577200

6

Вспомогательные материалы

5,52

66240

5,52

69552

5,52

74188,8

5,52

74188,8

7

Общепроизводственные расходы

301,33

3615960

286,981

3615960

269,045

3615960

269,045

3615960

8

Потери от брака

32,51

390120

32,51

409626

32,51

436934,4

32,51

436934,4

9

Производственная себестоимость

1651,040

19812480

1615,843

20359620

1571,846

21125616

1571,846

21125616

10

Общезаводские расходы

204,710

2456520

194,962

2456520

182,777

2456520

182,777

2456520

11

Внепроизводственные расходы

17,42

209040

17,42

219492

17,42

234124,8

17,42

234124,8

12

Полная себестоимость

1668,460

20021520

1633,263

20579112

1589,266

21359740

1589,266

21359740

Таблица 2.23.

Потребность в оборотном капитале

Статьи расходов

год

на единицу (руб.)

на весь объем (тыс. руб.)

1.Материалы

603,24

7238,88

2.Электроэнергия

66,32

795,94

3.Топливо

204,31

2451,72

4.Вода

5,52

66,24

Итого

824,55

10552,78

Величина инвестиций в оборотные средства :

тыс. руб.

Таблица 2.24.

Расчет денежных потоков для финансового планирования, тыс. руб.

Показатели

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1

2

3

4

5

6

1. Денежные потоки от инвестиционной деятельности

-1787,37

1.1 Проектно-изыскательные работы

-105,00

1.2 Покупка оборудования

-140,00

1.3 Подготовка производства

-13,00

1.6 Затраты на оборотные средства

-1529,37

2. Денежные потоки от финансовой деятельности

2102,79

-525,70

-525,70

-525,70

-525,70

2.1 Кредит банка

2102,79

2.3 Возврат кредита

-525,70



Не сдавайте скачанную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Другие популярные дипломные работы