Исследование рынка пива «Старый Юз»


41

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Кафедра «Финансы и банковское дело»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «маркетинг»

на тему: Исследование рынка пива - «Старый Юз».

2008

Реферат

Курсовая работа: содержит 42 листа, 8 рисунков, 18 таблиц.

Цель работы - повышение показателей эффективности функционирования фирмы на рынке на основе выполнения и исследования маркетинговой проблемы, связанных с ней задач и обосновании предложений по их разрешению.

Объект исследования - пиво «Старый Юз».

Методы исследования - комплексный подход, методы экономического, системного анализа, экономико-статические методы, метод экспертных оценок, методические приемы социологии, психологии. Отдельные расчеты выполняются с применением ЭВМ.

Результаты исследования - исследование рынка пива, определение стратегии дальнейшего развития фирмы, комплекса маркетинга.

МАРКЕТИНГ, СПРОС, ЦЕНА, КОНЪЮНКТУРА РЫНКА, ТЕНДЕНЦИИ, УСТОЙЧИВОСТЬ, ЦИКЛИЧНОСТЬ, ЭЛАСТИЧНОСТЬ, ДОЛЯ ФИРМЫ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ.

Содержание

Введение

1. Общая характеристика объекта исследования

1.1 Характеристика представляемого товара

1.2 Функциональное представление товара

2. Аналитическая часть

2.1 Установление функциональной зависимости объемов продаж от фактора времени по годам

2.2 Функциональная зависимость объема продаж от цены

2.3 Зависимость цены от фактора времени

2.4 Объем продукции, как функция от цены и фактора времени

2.5 Сопоставление динамики темпов роста, объемов продаж и цены

2.6 Прогноз на следующий год, в том числе по кварталам

3. Оценка конкурентоспособности

4. Определение лояльности покупателей методом цепей Маркова

5. Формирование маркетинговой стратегии на основе матрицы МакКенси

6. Формирование товарной политики предприятия

6.1 Особенности исследуемого товара с позиций маркетинга

6.2 Исследование конкурентоспособности товара

6.3 Определение рыночных перспектив товар. Выделение сильных и слабых сторон продукции

6.4 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности товара

6.5 Решения в области товара-микс и товарных линий

6.6 Принятие решений относительно товарной марки

6.7 Принятие решений об упаковке и этикетке

Заключение

Список литературы

Введение

Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессионально действующих на рынке субъектов, таких как работники рекламы, розничные торговцы, исследователи рынка, менеджеры, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п.

Управление маркетингом - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных взаимоотношений с покупателями ради достижения определённых задач организации, таких, как получение прибыли, рост объёма сбыта, увеличение доли рынка и т.п.

Задачи управления маркетингом сводятся к воздействию на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей.

Фирме необходимо знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для данного рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, которые смогли бы сделать товар широкодоступным и хорошо представленным; как рекламировать и продвигать товар.

В условиях рыночной экономики любое предприятие функционирует под воздействием различного рода факторов, как внутренних, так и внешних, анализ и учет которых во многом определяют эффективность его деятельности. Главной характерной чертой рынка является сильная конкурентная борьба, которая определяет и направляет деятельность всех его субъектов. Данная среда функционирования предприятия отличается особой динамичностью, что требует постоянного мониторинга и соответствующих действий со стороны фирмы.

Одним из наиболее востребованных в условиях рынка направлений маркетинговой деятельности является проведение маркетинговых исследований. Маркетинговые исследования позволяют получить необходимую информацию, которая формирует основу для принимаемых решений и разрабатываемой стратегии. С их помощью определяется целый спектр параметров, которые позволяют адекватно оценить ситуацию, сложившуюся на рынке продукции фирмы, конкурентное положение предприятия, а также возможные перспективы его деятельности. Как правило, маркетинговые исследования эффективны для диагностики проблем и обоснования возможностей их решения.

Таким образом, на современном этапе в рамках развития в Украине рыночных отношений вопросы применения маркетинговых исследований в практике украинских компаний с целью повышения эффективности их функционирования приобретают особую важность. В этом заключается актуальность данной курсовой работы.

Цель курсовой работы состоит в повышении показателей эффективности функционирования фирмы на рынке на основе выполнения и исследования маркетинговой проблемы, связанных с ней задач и обоснования предложений по их решению.

Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:

Провести конъюнктурную оценку рыночной ситуации;

Проанализировать тенденции развития, устойчивости и цикличности рынка;

Оценить конкурентный статус пива «Старый Юз».

Разработать маркетинговую стратегию для пива «Старый Юз»

1. Общая характеристика объекта исследования

1.1 Характеристика представляемого товара

Пиво - слабоалкогольный ароматный пенистый напиток с хмелевой горечью. В зависимости от сорта пиво содержит 1,5-7% алкоголя, 0,3-0,4% углекислого газа, горькие и дубильные вещества хмеля, органические кислоты. Если пить его в умеренном количестве оно очень полезно, так как утоляет жажду, повышает аппетит, способствует усвоению пищи.

Пиво изготовляется спиртовым брожением сусла из ячменного солода, хмеля и воды. Для некоторых отдельных сортов пива ячменный солод частично заменяют рисовой, кукурузной или ячменной мукой, а также сахаром. Различают светлое и темное пиво, светлое пиво обладает тонкой, хорошо выраженной хмелевой горечью и ароматом, темное - имеет умеренную хмелевую горечь и обладает солодовым вкусом. Темное пиво «Старый Юз», которое изготовляет ЗАО «Донецкий пивоваренный завод», имеет вкус и аромат темного солода, и ему присуща специфическая горчинка, благодаря которым пиво пользуется успехом у любителей темных сортов этого напитка. По способу обработки пиво подразделяют на пастеризованное и непастеризованное. Непастеризованное пиво полезней и вкусней, однако пивовары пастеризуют пиво, в основном для поставок на дальние регионы, для того чтобы продлить срок продажи.

На сырьё для пивоварения существуют нормативные документы, которые представлены в таблице.

Табл.1 Нормативные документы на сырьё

Сырьё

Нормативный документ

Солод пивоваренный

ОСТ 10-65-87

Ячменно-солодовый экстракт (ЯСЭ)

«Экстракты солодовые и продукты на их основе ТУУ 18.367-96

Пивоваренный концентрат ТУУ 18.367-96

Хмель

ГОСТ 21946-76

Вода

ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая»

Несоложенные материалы:

Ячмень

Крупа рисовая

Крупа кукурузная

ГоОСТ 5060-86

ГОСТ 6292-70

ГОСТ 6002-69

Сахар

ГОСТ 21-87

Пиво «Старый Юз» удовлетворяет требованиям ГОСТа 3473-78. «Пиво. Общие технические условия» и изготавливается по соответствующей нормативно-технической документации (ТУ 18 У 00377457-07-96)

Пиво должно выпускаться в герметично закупоренной таре: в бутылках коричневого или зеленого цвета, вместимостью 0,5л и 0,33л. по ГОСТ 10117-80 и ГОСТ 13906-78, металлических банках по 0,5л. и 0,33л., деревянных осмоленных банках, вместимостью 30,50,100л. Пиво высокого качества выпускается только в бутылках и металлических банках. Бутылки с пивом герметично укупоривают. Бутылки маркируют этикетками по ТУ 10-2410-89 с указанием:

- предприятия изготовителя, торговой марки;

- массовой доли сухих веществ в начальном сусле;

- наименованием пива;

- даты разлива;

- вместимость, л.

Пиво должно храниться при температуре не ниже 2°С и не выше 12°С.Пиво, разлитое в бутылки, должно храниться в затемненном помещении. Под действием света и слишком низкой или высокой температуры пиво мутнеет, киснет, теряет вкус. Так как напиток насыщает углекислотой, бутылки (банки) с пивом следует открывать непосредственно перед употреблением.

1.2 Функциональное представление товара

По органолептическим показателям пиво должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.2.

Таблица 1.2- Органолептические показатели пива

Наименование показателей

Характеристика и норма

Внешний вид

Прозрачная жидкость без осадка и посторонних включений

Пена

Пиво налитое с высоты 25мм в стеклянный сосуд высотой 105-110мм с наружным диаметром 70-75мм при температуре 12±2°С, должно иметь пену, выделять пузырьки и соответствовать следующим показателям:

Бутылочное пиво высокого качества. Высота пены для пива с массовой долей сухих веществ в начальном сусле до 15% не ниже 40, свыше 13% - не ниже 35, пеностойкость не меньше 40 мин.

Бочковое пиво

высота пены не ниже 15;

пеностойкость не менее 15.

Вкус и аромат

чистый вкус и аромат сброженного солодового напитка с хмелевой горечью и хмелевым ароматом без посторонних привкусов.

По физико-химическим показателям и времени дображивания пиво «Старый Юз» удовлетворяет нормам, указанным в таблице 1.2.2

Табл.1.3. - Основные технические характеристики пива

Массовая доля сухих веществ в начальном сусле,%

18

Массовая доля спирта, % не менее

4,5

кислотность, смі, 1 моль/дмі раствора гидроокиси натрия на 100 смі пива

от 3,5 до 4,7 включительно

Цвет, смі, 0,1 моль-дмі раствора йода на 100 смі воды

от 2,5 до 8 включительно

Массовая доля двуокися углерода, % не менее

0,33

Время дображивания, сут не менее

45

Стойкость, сут не менее

8

Пищевая и энергетическая ценность пива:

углеводы, гр

энергетическая ценность, ккал

9,0

46

1.3 Анализ потребительской ценности товара в сравнении с другими известными аналогами

В качестве аналогов возьмем пиво «Славутич темное», производимое пивобезалкогольным комбинатом «Славутич» (Запорожье) и пиво «Бавария» (Голландия).

Табл. 1.4. Сравнительные характеристики пива «Старый Юз», «Славутич темное» и «Бавария»

Характеристики

«Старый Юз»

«Славутич темное»

«Бавария»

Массовая доля сухих веществ в начальном сусле, %

18

14

12

Массовая доля спирта

6,5

4,5

5

Кислотность, смі, 1 моль/дмі раствора гидроокиси натрия на 100 смі пива

3,5…4,7

2,4…,7

2,0...3,1

Цвет, смі, 0,1 моль/дмі раствора йода на 100 смі воды

2,5…8,0

2,5…8,0

2,5…8,0

Массовая доля двуокиси углерода ,% не менее

0,33

0,32

0,32

Время дображивания, сут не менее

45

30

30

Стойкость, сут не менее

8

8

8

Цена за бутылку 0,5 л, грн

Как видно из таблицы 1.3.1 у пива «Старый Юз» наибольшая массовая доля сухих веществ в начальном сусле, массовая доля спирта и время дображивания. Данные характеристики свидетельствуют о том, что «Старый Юз» - плотное, крепкое, хорошо выброженное темное пиво.

2. Аналитическая часть

Любой товар - это объект продажи. Продажа товара осуществляется посредством участия его в рыночных отношениях. Для характеристики рынка товара используются основные показатели:

Ш цена товара;

Ш предложение товара;

Ш спрос на товар;

В данной работе спрос и предложение пива представлены в виде обобщающего показателя - объема продаж.

В таблице 2.5. представлены данные по объемам продаж пива за 5 лет по кварталам.

Таблица 2.5. Данные по объемам продаж пива.

2.1 Установление функциональной зависимости объемов продаж от фактора времени по годам

Зависимость объема продаж от времени представлена в таблице 2.6, а графическая интерпретация зависимости объема продаж от времени показана на рисунке 2.1. Динамика объема пива. Из рисунка видно, что наблюдается тенденция снижения объема продаж представляемого продукта. Построим линию тренда. Был выбран линейный формат линии тренда, так как он характеризуется наибольшей аппроксимацией и наименьшей стандартной ошибкой из всех форм трендов.

Табл. 2.6.- Зависимость объема продаж от фактора времени

Квартал

Объём продаж пива по годам (бутылок)

Базис

1

2

3

4

1

-

7300

7255

7200

6100

2

-

8760

8710

8600

7310

3

-

9540

9435

8700

8145

4

-

10900

10880

11540

9080

Всего

36450

36500

36280

36040

30635

Цена, грн.

1,40

1,60

1,95

2,10

2,25

Построим график зависимости объемов продаж от фактора времени на основании данных, приведенных выше в таблице 2.5.

Рисунок 2.1 - График зависимости объемов продаж от фактора времени

Из графика видно, что зависимость объемов продаж от фактора времени функциональная, с каждым годом объем продаж увеличивается. В результате расчетов установлено, что тренд продаж характеризуется уравнением:

уt =a0+a1*х;

х - номер периода;

y - величина объемов реализации товара.

yтренд = -1209х + 38808

yтренд 1 = -1209*1 + 38808 = 37599

yтренд 2 = -1209*2 + 38808 = 36390

yтренд 3 = -1209*3 + 38808 = 35181

yтренд 4 = -1209*4 + 38808 = 33972

yтренд 5 = -1209*5 + 38808 = 32763

Таблица 2.7. - Расчет тренда продаж пива «Старый Юз»

период

У

Утренд

У-Утренд

(У-Утренд)^2

(У - Уср)^2

1

36450

37599

-1149

1320201

1610361

2

36500

36390

110

12100

1739761

3

36280

35181

1099

1207801

1207801

4

36040

33972

2068

4276624

737881

5

30635

32763

-2128

4528384

20666116

Всего

175905

175905

0

11345110

25961920

уср = 175905/5 = 35181

Определим статистическую надежность по формуле:

V =

V == 0,042817

Критерий V <0,15 это свидетельствует о том, что прогнозу можно доверять.

Если в качестве тенденции развития выбирается средне фактический объем реализации продукции за все исследуемые периоды, то рассчитывается коэффициент устойчивости в статике:

V(статика) =*100%

Устойчивость рынка (U=100-V) можно оценить при помощи коэффициента вариации (V). U = 100-Vстандарт, %

V(статика) = =6,5%

U статика = 100 - 6,5 = 93,5%

Если тенденция рынка описывается в функциональной зависимости, то определяется коэффициент устойчивости в динамике:

V(динамика) =*100%

V(динамика) = =4,3%

U динамики = 100 - 4,3 = 95,7%

U динамики >85%, выбранная тенденция характеризует устойчивое развитие рынка.

2.2 Функциональная зависимость объема продаж от цены

Рассчитаем изменение объема продаж для каждого периода:

yтренд 1 = -4,818*1,4+44,142=37,397

yтренд 2 = -4,818*1,6+44,142=36,434

yтренд 3 = -4,818*1,95+44,142=34,747

yтренд 4 = -4,818*2,1+44,142=34,024

yтренд 5 = -4,818*2,25+44,142=33,302

Сведем полученные данные в таблицу и вычислим дополнительные данные для определения точности прогноза.

Табл. 2.8. - Расчет тренда продаж

цена

У

Утр

(У-Утр)^2

(У-Уcр)^2

1,4

36,45

37,397

0,896809

1,610361

1,6

36,5

36,434

0,004356

1,739761

1,95

36,28

34,747

2,350089

1,207801

2,1

36,04

34,024

4,064256

0,737881

2,25

30,635

33,302

7,112889

20,666116

всего

175,905

175,904

14,428399

25,96192

ср.значение

35,181

35,1808

Определим статистическую надежность:

V = = 0,0482

Критерий V<0,15, следовательно, характеристика прогноза является точной, прогнозу можно доверять.

Зависимость объема продаж от цены

На графике видна прямая зависимость от двух факторов: не смотря на увеличение цены, объемы реализации продукции растут. Построенное уравнение тренда имеет следующий вид:

y = -4818x + 44142

Рассчитаем изменение объема продаж для каждого периода:

yтренд 1 = -4818*1,4 + 44142= 37396,8

yтренд 2 = -4818*1,6 + 44142= 36433,2

yтренд 3 = -4818*1,95 + 44142= 34746,9

yтренд 4 = -4818*2,1 + 44142= 34024,2

yтренд 5 = -4818*2,25 + 44142= 33301,5

Сведем полученные данные в таблицу и вычислим дополнительные данные для определения точности прогноза.

Таблица 2.3. - Расчет тренда продаж пива «Старый Юз»

цена

У

Утр

У-Утр

(У-Утр)^2

(У-Уcр)^2

1,4

36450

37396,8

-946,8

896430,2

1610361

1,6

36500

36433,2

66,8

4462,24

1739761

1,95

36280

34746,9

1533,1

2350396

1207801

2,1

36040

34024,2

2015,8

4063450

737881

2,25

30635

33301,5

-2666,5

7110222

20666116

Всего

175905

175902,6

2,4

14424960

25961920

уср = 175905 / 5 = 35181

Определим статистическую надежность:

V =

V = = 0,05 - 5%

Критерий V<0,15, следовательно, характеристика прогноза является точной, прогнозу можно доверять.

2.3 Функция зависимости цены от фактора времени

Используя данные все той же таблицы, построим график функциональной зависимости цены от фактора времени.

Рисунок 2.3.- График зависимости цены от фактора времени

С каждым годом цена на товар растет, исключением является последний период, что свидетельствует о прямой зависимости цены от фактора времени, построенное уравнение тренда имеет следующий вид:

y = 0,22x + 1,2

Рассчитаем изменение для каждого периода:

у тренд 1 = 0,21*1 + 1,45 = 1,42

у тренд 2 = 0,21*2 + 1,45 = 1,64

у тренд 3 = 0,21*3 + 1,45 = 1,86

у тренд 4 = 0,21*4 + 1,45 = 2,08

у тренд 5 = 0,21*5 + 1,45 = 2,3

Таблица 2.4. - Расчет тренда цен пива «Старый Юз»

период

У

Утренд

У-Утренд

(У-Утренд)^2

(У - Уср)^2

1

1,4

1,42

-0,02

0,0004

0,2116

2

1,6

1,64

-0,04

0,0016

0,0676

3

1,95

1,86

0,09

0,0081

0,0081

4

2,1

2,08

0,02

0,0004

0,0576

5

2,25

2,3

-0,05

0,0025

0,1521

Всего

9,3

9,3

0,00

0,013

0,497

у ср = 9,3 / 5 = 1,86

Определим статистическую надежность:

V =

V = 0,027

V <0,15, поэтому прогноз зависимости цены от фактора времени является точным.

2.4 Объем продукции от, как функция от цены и фактора времени

Зависимость объёма продаж от цены и времени определяется по следующей формуле 2.1.

У=a0+a1*x+a2*t, (2.1)

Где У - уравнение зависимости объёма продаж от цены и времени;

a0, a1, a2 - оценки параметров модели;

х - цена товара ,грн. ;

t - период.

n*a0 + (x)*a1 + (t)*a2 = y

(x)*a0 + (x2)*a1 + (t)*a2 = (x*y) (2.2) (t)*a0 + (x*t)*a1 + (t2)*a2 = (t*y)

Эту зависимость можно построить при помощи функции ЛИНЕЙН

20,40384615

-5,697846154

14,32338462

15,1060225

3,367660643

18,21701136

0,771473381

1,722351562

#Н/Д

3,375857846

2

#Н/Д

20,02893019

5,932989808

#Н/Д

Используя данную формулу получаем следующее уравнение:

=14,32338462-5,697846154х+20,40384615t (2.3)

Это уравнение показывает, что при увеличении цены на одну единицу, без учета фактора времени, объем продаж сократится на 5,69784 тыс. ед., однако если учитывать фактор времени без учета цены, то объем продаж увеличится на 20,40384 тыс. ед.

Определим устойчивость динамики объема продаж пива в зависимости от фактора времени и цены одновременно. В таблице 2.5. приведены расчеты устойчивости.

Таблица 2.9. Расчеты устойчивости рынка

год

период,t

цена,x

объем,у

Утренд

(y-Утренд)^2

2003

1

1,4

36,45

26,7502

0,0239

2004

2

1,6

36,5

46,0145

0,7963

2005

3

1,95

36,28

64,424

14,762

2006

4

2,1

36,04

83,9731

83,785

2007

5

2,25

30,635

103,5222

61,456

Сумма

324,684

436,2

Сред.знач.

35,138

62,315

2.5 Сопоставление динамики темпов роста, объемов продаж и цены

Рассчитаем базовые темпы роста по следующей формуле:

Тб = ;

Где Тб - базовый темп роста;

Аn - объем продаж (цена) в текущем году;

Аn-1 - объем продаж (цена) в предыдущем году.

Таблица 2.6. - Расчет базового темпа роста

годы

объем

цены

базовые темпы роста,%

продажи

цены

1

36450

1,4

100

100

2

36500

1,6

100,14

114,29

3

36280

1,95

99,40

121,88

4

36040

2,1

99,34

107,69

5

30635

2,25

85,00

107,14

Рисунок 2.4.- График базисных темпов роста объёмов продаж и цены

Модель дает возможность оценить динамику изменения объемов продаж и цены. На графике прослеживается тенденция к снижению объемов продаж и изменчивость цены.

2.6 Прогноз на следующий год, в том числе по кварталам. Индекс сезонности

Табл. 2.11. Рассчитаем индекс сезонности

Кварталы

Объемы продаж

Тк

g^k

Tk/g^k

Sk

Базис

1

2

3

4

1

-

7300

7255

7200

6100

27855

0,989

28159,22

0,788135

2

-

8760

8710

8600

7310

33380

0,986

33866,97

0,947886

3

-

9540

9435

8700

8145

35820

0,979

36606,7

1,024567

4

-

10900

10880

11540

9080

42400

0,957

44282,87

1,239412

всего

36450

36500

36280

36040

30635

139455

142915,8

4

pср. =

рср.- среднегодовые темпы роста тренда;

pср. = = 4

gk- прирост тренда за каждый квартал;

g1 = = 0,989

m - число периодов внутри года (4 квартала);

k - номер периода;

k = 1:m;

g2 = (g1)2 = (0,989)2 =0,986

g3 = (g1)3 = (0,989)3 = 0,979

g4 = (g1)4 = (0,989)4 = 0,957

Sk =

Tk - объем продаж за определенный квартал в течение ряда лет

S1 == 0,788

S2 = = 0,948

S3 = = 1,025

S4 = = 1,239

Сформируем прогнозное значение объемов продаж на следующий год, в том числе поквартально:

yтренд = -1209х + 38808

у6 = -1209*6 + 38808= 31554 шт.

Для составления прогнозных значений поквартально, полученное трендовое значение на следующий год разделим на 4. Таким образом, получим среднеквартальный объем продажу

Утр/4= =7888,5шт.

у1 =7888,5*0,788 = 6217,202 шт.

у2 =7888,5*0,948 = 7477,400 шт .

у3 =7888,5*1,025 = 8082,298 шт.

у4 = 7888,5*1,239 = 9777,101шт.

Таким образом видно что на шестой год продажи возрастут.

3. Оценка конкурентоспособности товара

При определении набора подлежащих оценке и сравнению параметров конкурентоспособности товара исходят из того, что часть параметров характеризует потребительские свойства товара, а другая часть - его экономические свойства.

Потребительские свойства товара описывают свойства наборов жестких и мягких параметров. Жесткие параметры характеризуют важнейшие функции товара и связанные с ними характеристики. Они регламентируются национальными и международными стандартами. Мягкие параметры характеризуют эстетические свойства товара.

Экономические свойства оцениваются покупателями в виде цены потребления данного товара. В таблице 3.2.1 приведем показатели, характеризующие конкурентоспособность товаров конкурентов и нашей торговой марки.

Поскольку основным конкурентом пива “Старый Юз” является пиво “Старопрамен”, рассмотрим свойства этих двух торговых марок.

Таблица 3.12. - Исходные данные для оценки конкурентоспособности пива “Старый Юз”

Наименование показателей

Перечень конкурирующих товаров

Весомость показателей, %

“Старый Юз”

“Старопрамен”

Параметры, характеризующие потребительские свойства товаров

1. Вкус

5

9

41

2. Внешний вид (упаковка)

7,5

9

37

3. Аромат

7

8

11

4.Содержание алкоголя

4,5

4,0

8

5. Удобство тары

9

8

3

Интегральный показатель конкурентоспособности определяется по следующей формуле:

;

где К - качество товара;

Цп - цена потребления.

Оценка качества осуществляется по формуле :

Необходимо оценить степень отклонения конкретных значений каждого показателя, характеризующего потребительскую стоимость товара, от товара - конкурента с учетом веса его важности:

- для показателей, рост значений которых повышает конкурентоспособность товара.

;

где Xj - значение j - го показателя товара данной фирмы;

Xjc - значение j - го показателя товара - конкурента;

Lj - вес (ранг) показателя,

- для показателей, снижение которых повышает конкурентоспособность товара:

Товар считается конкурентоспособным, если I >= 1

Определим степень отклонения конкретных значений каждого показателя, характеризующего потребительскую стоимость товара, от товара-конкурента с учетом веса его важности:

К = 5/9*0,41 + 7,5/9*0,37 + 7/8*0,11 - 4,5/4*0,08 - 9/8*0,03 = 0,76.

Цена потребления составит: 1,86/2,3 = 0,81.

При этом интегральный показатель качества составит: 0,76/0,81 = 0,93.

По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Пиво “Старый Юз” менее конкурентоспособно на рынке, чем пиво “Старопрамен”.

Основное внимание при осуществлении мероприятий по повышению конкурентоспособности пива «Старый Юз» необходимо уделить улучшению вкуса и совершенствованию упаковки. В связи с этим предлагается пересмотреть дизайн упаковки и повысить ее удобство.

4. Определение лояльности покупателей с помощью метода цепей Маркова

На рынке действуют три торговых марки “Старый Юз”, “Старопрамен” и “Бавария”.

Для проведения лояльности покупателей по торговой марке “Старый Юз” были проведены специальные исследования, в которых участвовало 45000 чел. Все расчеты приверженности проводятся с помощью метода цепей Маркова.

Таблица 4.13. - Динамика приверженности

Период

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX



Не сдавайте скачанную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Другие популярные курсовые работы