Проблема нищеты


3

Содержание

Введение……………………………………………"center">

Девушка в возрасте от 14 до 18 лет

315 110

323 980

Юноша в возрасте от 14 до 18 лет

320 810

330 170

2006 год

Среднедушевые минимальные потребительские бюджеты

Размер МПБ (руб.)

в ценах марта 2006 г.

в ценах июня 2006 г.

в ценах сентября 2006 г.

в ценах декабря 2006 г.

Семья из 4 человек

250 280

259 160

258 570

265 110

Мужчина трудоспособного возраста

312 380

319 330

319 200

326 580

Женщина трудоспособного возраста

312 490

320 300

321 910

330 710

Молодая семья с 2 детьми

236 310

244 190

244 100

250 750

Молодая семья с 1 ребенком

267 200

276 040

275 590

283 590

Семья пенсионеров

222 240

228 830

229 310

235 050

Мужчина пенсионер

254 420

259 790

259 910

265 590

Женщина пенсионерка

253 710

259 200

261 070

268 210

Студент

226 210

228 940

227 510

238 640

Студентка

226 480

229 730

230 380

242 190

Девочка в возрасте до 3 лет

196 280

201 500

203 220

209 620

Мальчик в возрасте до 3 лет

195 970

201 080

202 310

208 440

Девочка в возрасте от 3 до 6 лет

237 160

244 840

246 430

253 090

Мальчик в возрасте от 3 до 6 лет

240 550

248 200

249 480

256 160

Девочка в возрасте от 6 до 14 лет

251 290

260 230

260 620

266 860

Мальчик в возрасте от 6 до 14 лет

246 860

255 800

254 860

260 740

Девушка в возрасте от 14 до 18 лет

284 120

294 300

295 020

303 600

Юноша в возрасте от 14 до 18 лет

293 110

303 270

301 670

308 970

Из приведенной таблицы видно, что для женщин трудоспособного возраста величина МПБ в 2006-2007 годах имеет наибольшее значение, а для мальчиков в возрасте до 3 лет - наименьшее значение по сравнению с другими социально-демографическими группами населения.

Прожиточный минимум - это порог нищеты, уровень за которым не обеспечивается воспроизводство населения (это биологический порог выживаемости). Прожиточный мини-мум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находя-щимся за "чертой бедности". Эта черта определяется как 60 % среднедушевого среднемесячного мини-мального потребительского бюджета (МПБ) семьи из четырех человек за предшествующий квартал. Приведем в таблице 4 данные о величине прожиточного минимума в Республике Беларусь за последние три года. [3]

Таблица 4 - Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам.

В ценах месяца

В среднем на душу населения

Для трудоспособного населения

Для
пенсионеров

Для студентов

Для детей в возрасте от 3 до 16 лет

Для детей в возрасте до 3 лет

Июнь 2005 г.

146 150

157 360

124 200

150 530

162 400

125 820

Декабрь 2005 г.

158 120

174 410

140 120

166 560

182 190

131 840

Июнь 2006 г.

169 600

186 520

148 830

177 930

198 000

141 840

Декабрь 2006 г.

170 500

188 790

150 990

180 020

198 380

144 850

Июнь 2007 г.

185 360

203 770

162 110

195 020

220 420

158 070

Данная таблица свидетельствует о том, что размер бюджета прожиточного минимума с каждым годом увеличивается. Однако, эти изменения незначительны. На сегодняшний день его величина в среднем на душу населения составляет 185 360 рублей.

Понятие "качества жизни" более сложное, чем уровень жизни. Оно включает оценку экологии, свободного времени, условий и безопасности труда, здоровья и т.п. К основным показателям качества жизни относят-ся: условия и безопасность труда; наличие и использо-вание свободного времени; состояние экологии; здо-ровье и физическое развитие населения и т.д. [5]

Следует отметить, что требования к уровню и ка-честву жизни с течением времени повышаются. Они могут заметно различаться в отдельных странах и ре-гионах.

Программы поддержания уровня доходов и уровня жизни дифференцированы. Они нацелены на обеспечение роста доходов тех, кто способен зарабатывать и защиту нетрудоспособных и социально незащищенных.

Уровень благосостояния населения определяется соотношением номинального, реального доходов и степенью неравенства доходов. Степень бедности характеризуется затратами на питание: чем выше доля затрат на питание в потребительских расходах, тем беднее семья. Преодоление бедности возможно путем роста эффективности общественного производства, политической и социальной защиты. [5]

Различают два вида программ:

1) программы социального страхования, которые частично возмещают потери заработка, связанные с заболеванием, пенсией, потерей работы. Эти программы финансируются за счет отчислений с заработной платы. Пособия являются заработанным правом, а не государственной благотворительной помощью.

Социальное страхование осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средств фондов социального страхования служат: а) страховые взносы застрахованных; б) страховые взносы предпринимателей; в) субсидии государства.

2) программы государственной помощи (пособия на детей, пенсии инвалидам и т.п.) - это государственные благотворительные программы, которые финансируются из общих налоговых поступлений. Для их получения необходимо свидетельство о своей неплатежеспособности (адресная помощь). [6]

В РБ в основе официальной методики измерения бедности лежит концепция абсолютной бедности, которая реализуется через построение минимальных потребительских бюджетов для различных социально-демографических групп населения с учетом их минимальных потребностей и круга товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности.

В белорусском законодательстве нет понятия «бедность», есть лишь термин «малообеспеченность». Ее черта -- это бюджет прожиточного минимума. Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», принятого 6 января 1999 года, граждане (семьи), имеющие среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума, признаются малообеспеченными. Формирование прожиточного минимума осуществляется с использованием нормативного и статистического методов.

По данным статистики, в 2001 году 28 % жителей Беларуси жили за чертой бедности. Сейчас официальные источники утверждают, что этот показатель снизился до 18 %, то есть за чертой бедности живет каждый шестой белорус. [4]

В то же время в Беларуси, как и во многих других странах Восточной Европы и бывшего СССР, встречаются некоторые уникальные явления. К примеру, это так называемые «работающие бедные» -- люди, которые имеют работу, но не могут прокормить свою семью. Кроме того, в развитых странах образованный человек -- практически синоним человеку состоятельному. В Беларуси даже высшее образование не может стать гарантией того, что человек не окажется за чертой бедности, отмечают специалисты.

По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), ежедневно нищета и голод уносят 25 тыс. человеческих жизней. Более 60% голодающих - женщины, 25% - дети (каждые 5 секунд от голода умирает ребенок). Число хронически недоедающих людей увеличивается в среднем на 4 млн. в год. [4]

Бедность в Республике Беларусь носит в основном временный характер. Распределение населения по периодам их пребывания за чертой бедности характеризуется следующим: 61,5% населения республики никогда не пребывает в бедности; 7,7% населения бедны все 12 месяцев. Для остальных бедность - временное явление, длящееся менее года. [4]

Необходимо отметить, что методика измерения бедности в Республике Беларусь нуждается в дальнейшем ее совершенствовании. В настоящий момент важно организовать мониторинг бедности не только с точки зрения дохода или потребностей, но и с точки зрения возможностей развития человеческого потенциала, к которым относятся:

- здоровье и продолжительность жизни;

- уровень образования;

- возможность участвовать в общественной жизни, иметь достаточный уровень дохода для удовлетворения других социально-культурных потребностей.

Согласно программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы, разработанной в соответствии с Законом Республики Беларусь ”О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь“, главной целью социально-экономического развития республики на рассматриваемый период является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.

Для ее достижения необходимо обеспечить:

- рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;

- работу органов государственного управления в интересах человека в целях удовлетворения его потребностей;

- благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;

- опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры - основы совершенствования человеческого капитала;

- внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;

- осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;

- расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;

- национальную безопасность страны. [8]

Таким образом, разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одним из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества. Сокращение численности бедняков -- одна из основных задач социальной политики государства в странах рыночной экономики. Изменение экономической политики в состоянии существенно повлиять на ситуацию с бедностью.

Исследование уровня жизни, бедности, имущественной и социальной дифференциации населения актуализирует вопросы социальной защиты населения.

Уровень жизни зависит, во-первых, от фактического потреб-ления материальных, духовных благ, во-вторых, от развития по-требностей. Его определяют множество факторов. К ним относятся обеспеченность работой, доход в расчете на семью и на одного человека, доступность услуг образования, здравоохранения, культуры, гарантия нормальной жизнедеятельности в перспективе и др.

Для оценки уровня жизни применя-ют ряд показателей:

- потребление основных продуктов на душу населения (семью);

- потребительская корзина;

- потребительский бюджет;

- прожиточный минимум.

Частными показателями уровня жизни являются: уровень и динамика заработной платы и трудовых доходов; динамика дохо-дов от различных финансовых активов, включая дивиденды, про-центы по вкладам и т. д.; уровень налогов; индекс розничных цен на потребительские товары и услуги; индекс стоимости жизни (бюд-жетный индекс); удельный вес фонда потребления в националь-ном доходе; уровень, динамика и структура потребительских рас-ходов населения; уровень занятости; продолжительность рабочей недели; доля механизированного и автоматизированного труда в общих трудовых затратах; расходы государства на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и социаль-ное страхование.


Система показателей уровня жизни, рекомендованная ООН, включает широкий круг характеристик условий жизни. Выделяют 12 групп показателей:

рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения;

санитарно-гигиенические условия жизни;

потребление продовольственных товаров;

жилищные условия;

образование и культура;

условия труда и занятость;

доходы и расходы населения;

стоимость жизни и потребительские цены;

транспортные средства;

организация отдыха;

социальное обеспечение;

свобода человека.

Программы поддержания уровня доходов и уровня жизни дифференцированы. Они нацелены на обеспечение роста доходов тех, кто способен зарабатывать и защиту нетрудоспособных и социально незащищенных. Уровень благосостояния населения определяется соотношением номинального, реального доходов и степенью неравенства доходов.

В белорусском законодательстве нет понятия «бедность», есть лишь термин «малообеспеченность». Ее черта -- это бюджет прожиточного минимума. Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», принятого 6 января 1999 года, граждане (семьи), имеющие среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума, признаются малообеспеченными. Бедность в Республике Беларусь носит в основном временный характер.

Необходимо отметить, что методика измерения бедности в Республике Беларусь нуждается в дальнейшем ее совершенствовании. С этой целью была разработана и в настоящее время выполняется программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были рассмотрены понятия «уровень бедности», «нищета», её количественное определение, пути сглаживания неравенства, была проанализирована проблема неравенства доходов, дана характеристика минимального потребительского бюджета и бюджета прожиточного минимума в Республике Беларусь, представлены значения индекса потребительских цен в 2007 году, данные о величине минимального потребительского бюджета для различных социально-демографических групп за 2006 и 2007 годы, размер бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам за 2005-2007 годы.

В курсовой работе был произведен анализ основных социально-экономических показателей уровня жизни Республики Беларусь, исследованы экономические и социальные последствия обнищания населения и рассмотрены программы государственной помощи малообеспеченным гражданам Республики Беларусь.

На основании материала данной работы можно сделать вывод о невозможности найти универсального решения такой проблемы как «нищета», которое можно было бы применить на глобальном уровне. Для ее решения решающее значение скорее имеют программы для конкретных стран, направленные на борьбу с нищетой, и международные усилия в поддержку мер, принимаемых на национальном уровне, а также параллельное осуществление процесса создания международных условий, способствующих ее решению.

Проблемы нищеты возникла и развились давно. Она особенно обострились в эпоху, когда усилилась неравномерность экономического и политического развития государств. Данная проблема наиболее злободневна для развивающихся стран. На Земле теперь голодающих больше, чем когда-либо в истории человечества. Согласно прогнозу секретариата Конференции ООН по торговле и развитию соотношение между развитыми и слаборазвитыми странами составляет примерно 1:60, т.е. на каждую развитую страну приходится примерно 60 слаборазвитых государств. [4]

Причин нищеты и голода в развивающихся государствах множество. Среди них следует назвать неравноправное положение этих стран в системе международного разделения труда.

Основным направлением борьбы против нищеты и голода является реализация принятой ООН Программы нового международного экономического порядка (НМЭП), которая предполагает, во-первых, утверждение в международных отношениях, демократических принципов равенства и справедливости, во-вторых, безусловное перераспределение в пользу развивающихся государств накопленных богатств и вновь создаваемых мировых доходов; в-третьих, международное регулирование процессов развития отсталых стран.

По оценкам продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), ежедневно нищета и голод уносят 25 тыс. человеческих жизней. Более 60% голодающих - женщины, 25% - дети (каждые 5 секунд от голода умирает ребенок). Число хронически недоедающих людей увеличивается в среднем на 4 млн. в год. [4]

Таким образом, для нормального функционирования всех сфер жизнедеятельности дифференциация необходима - более того, она является фактором прогресса. Главная задача государства состоит в том, чтобы минимизировать её резкие скачки, а также уменьшить количественный разброс между очень богатыми слоями и очень бедными. В результате необходимо предпринять несколько конкретных шагов в экономической и социальной сфере:

- принятие и неукоснительное соблюдение реальных бюджетов, как государственных так и областных, что обеспечит соответствие реальных и номинальных заработных плат;

- сокращение льготных категорий населения;

- усиление методов по контролю за рациональным использованием средств из социальных фондов;

- способствование образованию «среднего класса» путём поддержки мелкого предпринимательства, а также бюджетных категорий населения;

- грамотное налоговое законодательство, использование прогрессивных налоговых ставок в комплексе с чётким контролем за уплатой налогов;

- борьба с «теневой экономикой», путём искоренения коррупции во властных структурах.

Для Беларуси реальная возможность остановить экономическую и социальную деградацию - сделать свою экономику более эффективной. С этой целью была разработана Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы. Главными результатами её реализации должны стать активизация инновационного развития национальной экономики, создание необходимых условий для обеспечения устойчивого и эффективного ее развития, а также реализации социально-экономических приоритетов страны. Это позволит в прогнозируемый период повысить уровень и качество жизни народа:

- улучшить демографическую ситуацию в стране (повысить уровень рождаемости, снизить смертность детей и лиц трудоспособного возраста, особенно мужчин, увеличить продолжительность жизни);

- в области политики доходов населения и условий их обеспечения - увеличить реальные денежные доходы на 49 - 56 процентов, реальную заработную плату - на 52 - 58 процентов;

- повысить поэтапно уровень минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета, а размеры социальных пособий - до бюджета прожиточного минимума;

- сократить в два раза за 2006 - 2010 годы уровень малообеспеченности населения;

- создать благоприятные условия для развития человеческого потенциала на основе внедрения государственных минимальных социальных стандартов, приоритетного развития систем образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, повышения уровня их финансового обеспечения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Толковый словарь Даля

2. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. Пособие/ Под редакцией Э. И. Лобковича. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000

3. Экономическая теория: Учебник/ Н.И.Базылев, М.Н. Базылева, С.П.Гурко и др.; Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.:БГЭУ, 2002

4. Тема Дня прав человека в 2006 году - "Борьба с нищетой: обязанность, а не милосердие". http://www.belta.by/ru/print?id=125508

5. Экономика: Учебник/ Под ред. Доц. А.С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 1999

6. Современная экономика. Общедоступный курс/ Под ред. Мамедовова О.Ю. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998

7. Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г. № 55 «О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции»

8. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь
на 2006 - 2010 годы.

9. Стандарт предприятия. Курсовое и дипломное проектирование. Правила компьютерного оформления текстовых и графических документов. СТП ВГКС 1.01.-2005.

Не сдавайте скачанную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Другие популярные курсовые работы