Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров
2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»
Кемеровский институт (филиал)
Кафедра экономики и управления на предприятии торговли
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Экономика отрасли (торговли)
специальность
080502-Экономика и управление на предприятии
(в торговле)
Тема: Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров.
Выполнил: Проверил:
Студент группы ЭУ-052 к.э.н., доцент
Рашкин Максим Сяглова Юлия
Владиславович Владимировна
Кемерово 2007г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения………………………………………………………………………4
1.1 Предложение товаров и его связь с потребительским спросом…………7
1.2 Основные тенденции изменения спроса и предложения потребительских товаров…………………………………………………….………...9
1.3 Прогнозирование общей емкости регионального рынка потребительских товаров и спроса на торговом предприятии………………16
2 Моделирование, оценка и прогнозирование покупательского спроса населения Кемеровской области…………………………………нирования объема продажи товаров на различные периоды време-ни (Приложение таблица № 3) .
В соответствии с указанными задачами алгоритм прохождения информации по изучению микроспроса на предприятии схематич-но представлен на рис.1.
2
Рисунок 1 Схема прохождения информации по изучению микроспроса на предприятии
Таким образом, благодаря изучению микроспроса и возможно-сти оперативного управления предприятием с учетом полученных результатов может быть обеспечено соответствие между спросом и предложением, что практически выражается в увеличении товаро-оборота как в фактических, так и в сопоставимых ценах, суммы прибыли, а также в повышении рентабельности торгового пред-приятия.[2]
Глава 2 Моделирование, оценка и прогнозирование покупательского спроса населения Кемеровской области.
Прогнозирование покупательского спроса необходимо для научного предвидения матери-альных потребностей членов общества и на его основе нахождения оптимальных путей удовлет-ворения этих потребностей. В настоящее время для исследования покупательского спроса широ-ко применяется экономико-математическое мо-делирование. Распространенным при этом явля-ется эконометрический подход. Эконометричес-кие модели обладают большими возможностями для маневра вследствие значительной гибкости их при адаптации к возможному изменению тенден-ций функционирования исследуемого объекта.
Обычно для моделирования используют два подхода: нормативный и дескриптивный. Нор-мативные модели предполагают целенаправлен-ную деятельность. Дескриптивные модели объяс-няют наблюдаемые факты и дают пассивный прогноз. В тех случаях, когда имеющихся знаний явно недостаточно для того, чтобы решительным образом изменить «естественное» течение эконо-мических процессов, целесообразно ограничить-ся умением искусственно воспроизводить (ими-тировать) эти процессы. Примером применения дескриптивных моделей является выработка на их основе производственных функций и функ-ций покупательского спроса.
В основу построения моделей поведения потребителей заложена гипотеза о том, что по-требители, осуществляя выбор товаров при ус-тановленных ценах и имеющихся доходах, а так-же с учетом других привходящих обстоятельств стремятся максимизировать уровень удовлетво-рения своих потребностей. Спрос потребителей моделируется вектором Y=(yi), цены на товары -вектором P=(pi), доход обозначен символом D. Обычно потребители выбирают только такие комбинации товаров, которые удовлетворяют условию
№ 5
Считается, что потребители стараются максимизировать уровень удовлет-ворения своих потребностей с учетом ограниче-ний по доходу. Простая модель поведения по-требителей (целевая функция потребления) имеет вид
U(Y) max,
PYD,
Y0.
Функцию покупательского спроса можно вывести из целевой функции потребления. Ал-гебраическое выражение спроса, представлен-ное в общем виде или с использованием числен-ных значений параметров и учитывающее все влияющие на спрос факторы, называется фун-кцией спроса.
На макроуровне в прогнозных исследовани-ях на краткосрочный и среднесрочный период моделирование потребительского спроса зани-мает приоритетное место. Это обусловлено тем, что потребительский спрос определяет большую долю ВВП, влияет на структуру производства, на общий уровень цен (инфляцию), а также на динамику цен в различных секторах экономи-ки. Макроэкономическая функция потреби-тельского спроса показывает зависимость объе-ма товаров и услуг, на который предъявляется спрос населением, от определяющих этот спрос основных факторов. В общем случае для крат-косрочного прогноза можно использовать кейнсианский вариант функции потребительского
спроса: Cn =f(D0) обозначающий, что при не-изменных (негибких, жестких) ценах в краткос-рочном периоде потребительский спрос зависит только от личного дохода (Do) в текущем году.
наиболее адекватно отражающая про-цесс потребления является степенная функция:
Yi= № 6
Из данной функции можно получить фор-мулы для расчета таких важнейших показателей, как коэффициенты эластичности спроса от до-хода и спроса от цен. В частности, коэффици-ент эластичности спроса на i-й товар в зависи-мости от дохода, отражающий, на сколько про-центов изменится спрос на i-й товар при увели-чении дохода на 1%, имеет вид:
№ 7
Другой важнейший показатель - коэффици-ент эластичности спроса от цены, отражающий, на сколько процентов изменится спрос на i-й то-вар при увеличении цены на этот товар на 1%. Этот показатель для данной функции имеет вид
№ 8
Функция покупательского спроса, предло-женная Шалановым, использовалась для перво-го варианта расчетов. Для второго варианта рас-четов была выбрана степенная мультипликатив-ная функция покупательского спроса, которая имеет вид
, № 9
где а, а1, а2….-- неизвестные параметры модели, которые вычисляются на основе метода наи-меньших квадратов.
Коэффициенты эластичности спроса от до-хода и спроса от цены рассчитываем по форму-лам: . № 10
Коэффициент перекрестной эластичности спроса на i-й товар при увеличении цены на j-й
товар на 1%: № 11
Объектом, для которого строились функции покупательского спроса данного типа, была выбрана Кемеровская область. Был отобран ряд продовольственных товаров, наиболее харак-терных для потребления населением области.
В результате расчетов была получена следу-ющая функция покупательского спроса по ва-рианту 1:
где у. - отобранные для исследования товарные груп-пы.
Из данной формулы были выведены функ-ции покупательского спроса в явном виде для каждой i-й группы товаров.
Аналогично были построены функции по-купательского спроса для каждой группы това-ров по варианту 2.
Например, функция покупательского спро-са для картофеля выглядит следующим образом:
Коэффициент детерминации, множествен-ный R для вариантов 1 и 2 равны 0,99 и 0,98, соответственно.[9]
Приведем коэффициенты эластичности спроса от дохода, коэффициенты прямой и пе-рекрестной эластичности спроса от цены по обоим вариантам (табл. 1-3).
Таблица 1. Эластичность потребления продуктов питания населением Кемеровской области
|
Товарная группа |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|||
|
Эластичность от цены |
Эластичность от дохода |
Эластичность от цены |
Эластичность от дохода |
||
|
Мясо |
-1,01 |
0,02 |
-0,32 |
0,26 |
|
|
Картофель |
-1,09 |
0,04 |
-0,12 |
||
|
Рыба |
-1,00 |
0,30 |
0,12 |
||
|
Молочные продукты |
-0,85 |
-0,04 |
-0,01 |
||
|
Масло растительное |
-0,96 |
0,14 |
0,06 |
||
|
Сахар |
-1,01 |
0,09 |
-0,12 |
||
|
Овощи |
-0,99 |
0,01 |
-0,50 |
||
|
Хлеб |
-0,13 |
0,57 |
0,02 |
||
Таблица 2. Прямые и перекрестные коэффициенты эластичности потребления продуктов питания населением Кемеровской области (вариант 1)
|
Товарная группа |
Мясо |
Картофель |
Рыба |
Молочные продукты |
Масло растительное |
Сахар |
Овощи |
Хлеб |
|
|
Мясо |
-101 |
-0,09 |
0,002 |
0,15 |
0,04 |
-0,01 |
0,01 |
0,87 |
|
|
Картофель |
-0,01 |
-1,09 |
0,002 |
0,15 |
0,04 |
-0,01 |
0,01 |
0,87 |
|
|
Рыба |
-0,01 |
-0,09 |
-1,00 |
0,15 |
0,04 |
-0,01 |
0,01 |
0,87 |
|
|
Молочные продукты |
-0,01 |
-0,09 |
0,002 |
-0,85 |
0,04 |
-0,01 |
0,01 |
0,87 |
|
|
Масло растительное |
-0,01 |
-0,09 |
0,002 |
0,15 |
-0,96 |
-0,01 |
0,01 |
0,87 |
|
|
Сахар |
-0,01 |
-0,09 |
0,002 |
0,15 |
0,04 |
-1,01 |
0,01 |
0,87 |
|
|
Овощи |
-0,01 |
-0,09 |
0,002 |
0,15 |
0,04 |
-0,01 |
-0,99 |
0,87 |
|
|
Хлеб |
-0,01 |
-0,09 |
0,002 |
0,15 |
0,04 |
-0,01 |
0,01 |
-0,13 |
|
Таблица 3. Прямые и перекрестные коэффициенты эластичности потребления продуктов питания населением Кемеровской области (вариант 2)
|
Товарная группа |
Мясо |
Картофель |
Рыба |
Молочные продукты |
Масло растительное |
Сахар |
Овощи |
Хлеб |
|
|
Мясо |
-1,01 |
-0,09 |
0,002 |
0,15 |
0,04 |
-0,01 |
0,01 |
0,87 |
|
|
Картофель |
-0,01 |
-1,09 |
0,002 |
0,15 |
0,04 |
-0,01 |
0,01 |
0,87 |
|
|
Рыба |
-0,01 |
-0,09 |
-1,00 |
0,15 |
0,04 |
-0,01 |
0,01 |
0,87 |
|
|
Молочные продукты |
-0,01 |
-0,09 |
0,002 |
-0,85 |
0,04 |
-0,01 |
0,01 |
0,87 |
|
|
Масло растительное |
-0,01 |
-0,09 |
0,002 |
0,15 |
-0,96 |
-0,01 |
0,01 |
0,87 |
|
|
Сахар |
-0,01 |
-0,09 |
0,002 |
0,15 |
0,04 |
-1,01 |
0,01 |
0,87 |
|
|
Овощи |
-0,01 |
-0,09 |
0,002 |
0,15 |
0,04 |
-0,01 |
-0,99 |
0,87 |
|
|
Хлеб |
-0,01 |
-0,09 |
0,002 |
0,15 |
0,04 |
-0,01 |
0,01 |
-0,13 |
|
Таблица 4. Прогнозирование среднедушевого потребления продуктов питания населением Кемеровской области на 2007 г., кг в год (вариант 1)
|
Товарная группа |
2006 г. |
2007 г. |
% изменения к 2006 г. |
|
|
Мясо |
48 |
23 |
-52,1 |
|
|
Картофель |
144 |
210,5 |
46,2 |
|
|
Рыба |
9 |
32,8 |
264,4 |
|
|
Молочные продукты |
218 |
102,7 |
-52,9 |
|
|
Масло растительное |
10 |
34,8 |
248,0 |
|
|
Сахар |
33 |
68 |
106,1 |
|
|
Овощи |
65 |
110,6 |
70,2 |
|
|
Хлеб |
140 |
151,5 |
8,2 |
|
Таблица 5. Прогнозирование среднедушевого потребления продуктов питания населением Кемеровской области на 2007 г., кг в год (вариант 2)
|
Товарная группа |
2006 г. |
2007 г. |
% изменения к 2006 г. |
|
|
Мясо |
48 |
49,8 |
3,8 |
|
|
Картофель |
144 |
161,7 |
12,3 |
|
|
Рыба |
9 |
7,6 |
-15,6 |
|
|
Молочные продукты |
218 |
224,6 |
3,0 |
|
|
Масло растительное |
10 |
9,6 |
-4,0 |
|
|
Сахар |
3.3 |
33,9 |
2,7 |
|
|
Овощи |
65 |
76,4 |
17,5 |
|
|
Хлеб |
140 |
142,2 |
1,6 |
|
Коэффициент эластичности спроса от дохода по первому варианту расчетов равняется 0,02 т.е повышение дохода на 1% практически не влечет за собой увеличение спроса на продукты питания. Это означает, что потребление продуктов питания в среднем не зависит от дохода. В данном случае спрос неэластичен в связи со снижением потребления продуктов питания до минимального уровня. По второму варианту потребление продовольственных товаров также слабо эластично по доходу, исключение составляют овощи, мясо (причем мясо является ценным товаром, а овощи- малоценным).
Как свидетельствуют данные табл. 2, 3, близки к нулю коэффициенты прямой эластичности от цены для таких товаров, как хлеб (по варианту 1), сахар, овощи, растительное масло, картофель и молочные продукты (по варианту 2). Значения коэффициентов пере-крестной эластичности близки к нулю для всех товарных групп, кроме хлеба (по вари-анту 1) и для овощей и картофеля (по вари-анту 2).
Проведем прогнозирование потребления по выбранным товарным группам на 2007 г. с ис-пользованием функций покупательского спроса в двух вариантах. Приведем результаты про-гнозирования (табл. 4, 5).
Функции вида (1) и (2) являются имитацион-ными моделями спроса. Так, варьируя доход и цены на товары, можно определить на перспекти-ву объемы потребления товаров, входящих в потре-бительскую корзину покупателей.[10]
Таким образом проведенные выше исследования могут служить инструментарием при анализе и прогнозировании развития ситуации на региональных рынках продовольствия.
3
Заключение
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением.
Таким образом, изучение спроса и предложения дает возможно-сти оперативного управления предприятием с учетом полученных результатов может быть обеспечено соответствие между спросом и предложением, что практически выражается в увеличении товаро-оборота как в фактических, так и в сопоставимых ценах, суммы прибыли, а также в повышении рентабельности и конкурентоспособности торгового пред-приятия.
Список используемой литературы.
1. Экономика и организация деятельности торгового предприя-тия. А.Н. Соломатин М.: ИНФРА-М, 2004.
2. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. А.Н. Соломатин М.: ИНФРА-М, 2003 часть 1.
3. Александров Ю.Л., Терещенко Н.Н. Экономика товарного обращения. Красноярск: КГУ. 1999.
4. Баранов Л.В., Левин А.И. Потребности, доходы, потребление.
М.: Экономика. 1988.
5. Крис А., Жалле Ж. Внутренняя торговля. М.: Прогресс, 1993.
6. Торговое дело: экономика и организация. М.: ИНФРА-М, 1997.
7. Экономика торгового предприятия. М.: Экономика, 1996.
8. Экономика и организация деятельности торгового предприя-тия. М.: ИНФРА-М, 2000.
9. Экономические науки: периодическое издание/ М.: ИНФРА-М 2007г /5 выпуск.
10. В.В. Аксенов. Моделирование, оценка и прогнозирование покупательского спроса и их приложение к исследованию спроса населения Кемеровской области.
Приложение:
Таблица1 Расчет емкости рынка
|
Источники емкости рынка |
Объем, млн. руб. |
|
|
1. Покупки товаров местным населением |
||
|
2. Покупки товаров приезжим населением |
||
|
3. Покупки товаров организациями социального характера |
||
|
4. Итого емкость рынка (с. 1 + с. 2 + с. 3) |
||
Таблица 2 Схема баланса денежных доходов и расходов населения
|
Показатели |
Сумма, руб. |
|
|
Денежные доходы |
||
|
1. Оплата труда |
||
|
2. Доходы от предприниматель-ской деятельности |
||
|
3. Доходы от собственности |
||
|
4. Пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты |
||
|
5. Продажа иностранной валюты |
||
|
6. Прочие поступления |
||
|
Итого денежных доходов |
||
|
Превышение расходов над доходами |
||
|
Баланс |
||
|
Денежные расходы |
||
|
1. Покупка товаров |
||
|
2. Оплата услуг |
||
|
3. Обязательные платежи и различные взносы |
||
|
4. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах |
||
|
5. Покупка иностранной валюты |
||
|
6. Прочие расходы |
||
|
Итого денежных расходов |
||
|
Превышение доходов над расходами |
||
|
Баланс |
||
Таблица 3 Классификация микроспроса
|
Признак |
Виды |
|
|
1. Периодичность возникновения |
ПовседневныйПериодическийЭпизодическийИмпульсивный |
|
|
2. Степень удовлет-ворения |
Действительный (потенциальный)РеализованныйНеудовлетворенный |
|
|
3. Степень подвиж-ности спроса |
БазовыйМобильный |
|
|
4. Намерения |
Четко сформулированный спрос (твердо сформулированный) Альтернативный спрос |
|
|
5. Характер спроса |
Первичный (начальный)На заменуДополнительный |
|
|
6. Степень интен-сивности спроса |
ФормирующийсяИнтенсивныйСтабилизировавшийсяУгасающийОтрицательный |
|
|
7. Месторасположение предприятия |
Зона проявления максимального микроспрос на товары и услугиЗона проявления повышенного микроспросаЗона проявления среднего микроспросаЗона проявления пониженного микроспроса. |
|
- Курсовая работа по экономике предприятия
- Курсовая работа по начертательной геометрии
- Курсовая работа по теории машин и механизмов
- Курсовая работа по гидравлике
- Курсовая работа по стандартизации
- Курсовая работа по социальной работе
- Курсовая работа по экономическому анализу
- Курсовая работа по информационной безопасности
- Курсовая работа по стратегическому менеджменту
- Курсовая работа по геологии
- Курсовая работа по авиационной и ракетно-космической технике
- Курсовая работа по иновационному менджменту
- Курсовая работа по геодезии
- Курсовая работа по экономике труда
- Курсовая работа по инвестициям
- Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы.
- Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов.
- Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания.
- Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться.
- Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы.
- Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей.