Проблема нищеты
3
Содержание
Введение……………………………………………"center">
|
Девушка в возрасте от 14 до 18 лет |
315 110 |
323 980 |
|
|
|
|
Юноша в возрасте от 14 до 18 лет |
320 810 |
330 170 |
|
|
|
|
2006 год |
|||||
|
Среднедушевые минимальные потребительские бюджеты |
Размер МПБ (руб.) |
||||
|
в ценах марта 2006 г. |
в ценах июня 2006 г. |
в ценах сентября 2006 г. |
в ценах декабря 2006 г. |
||
|
Семья из 4 человек |
250 280 |
259 160 |
258 570 |
265 110 |
|
|
Мужчина трудоспособного возраста |
312 380 |
319 330 |
319 200 |
326 580 |
|
|
Женщина трудоспособного возраста |
312 490 |
320 300 |
321 910 |
330 710 |
|
|
Молодая семья с 2 детьми |
236 310 |
244 190 |
244 100 |
250 750 |
|
|
Молодая семья с 1 ребенком |
267 200 |
276 040 |
275 590 |
283 590 |
|
|
Семья пенсионеров |
222 240 |
228 830 |
229 310 |
235 050 |
|
|
Мужчина пенсионер |
254 420 |
259 790 |
259 910 |
265 590 |
|
|
Женщина пенсионерка |
253 710 |
259 200 |
261 070 |
268 210 |
|
|
Студент |
226 210 |
228 940 |
227 510 |
238 640 |
|
|
Студентка |
226 480 |
229 730 |
230 380 |
242 190 |
|
|
Девочка в возрасте до 3 лет |
196 280 |
201 500 |
203 220 |
209 620 |
|
|
Мальчик в возрасте до 3 лет |
195 970 |
201 080 |
202 310 |
208 440 |
|
|
Девочка в возрасте от 3 до 6 лет |
237 160 |
244 840 |
246 430 |
253 090 |
|
|
Мальчик в возрасте от 3 до 6 лет |
240 550 |
248 200 |
249 480 |
256 160 |
|
|
Девочка в возрасте от 6 до 14 лет |
251 290 |
260 230 |
260 620 |
266 860 |
|
|
Мальчик в возрасте от 6 до 14 лет |
246 860 |
255 800 |
254 860 |
260 740 |
|
|
Девушка в возрасте от 14 до 18 лет |
284 120 |
294 300 |
295 020 |
303 600 |
|
|
Юноша в возрасте от 14 до 18 лет |
293 110 |
303 270 |
301 670 |
308 970 |
|
Из приведенной таблицы видно, что для женщин трудоспособного возраста величина МПБ в 2006-2007 годах имеет наибольшее значение, а для мальчиков в возрасте до 3 лет - наименьшее значение по сравнению с другими социально-демографическими группами населения.
Прожиточный минимум - это порог нищеты, уровень за которым не обеспечивается воспроизводство населения (это биологический порог выживаемости). Прожиточный мини-мум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находя-щимся за "чертой бедности". Эта черта определяется как 60 % среднедушевого среднемесячного мини-мального потребительского бюджета (МПБ) семьи из четырех человек за предшествующий квартал. Приведем в таблице 4 данные о величине прожиточного минимума в Республике Беларусь за последние три года. [3]
Таблица 4 - Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам.
|
В ценах месяца |
В среднем на душу населения |
Для трудоспособного населения |
Для |
Для студентов |
Для детей в возрасте от 3 до 16 лет |
Для детей в возрасте до 3 лет |
|
|
Июнь 2005 г. |
146 150 |
157 360 |
124 200 |
150 530 |
162 400 |
125 820 |
|
|
Декабрь 2005 г. |
158 120 |
174 410 |
140 120 |
166 560 |
182 190 |
131 840 |
|
|
Июнь 2006 г. |
169 600 |
186 520 |
148 830 |
177 930 |
198 000 |
141 840 |
|
|
Декабрь 2006 г. |
170 500 |
188 790 |
150 990 |
180 020 |
198 380 |
144 850 |
|
|
Июнь 2007 г. |
185 360 |
203 770 |
162 110 |
195 020 |
220 420 |
158 070 |
|
Данная таблица свидетельствует о том, что размер бюджета прожиточного минимума с каждым годом увеличивается. Однако, эти изменения незначительны. На сегодняшний день его величина в среднем на душу населения составляет 185 360 рублей.
Понятие "качества жизни" более сложное, чем уровень жизни. Оно включает оценку экологии, свободного времени, условий и безопасности труда, здоровья и т.п. К основным показателям качества жизни относят-ся: условия и безопасность труда; наличие и использо-вание свободного времени; состояние экологии; здо-ровье и физическое развитие населения и т.д. [5]
Следует отметить, что требования к уровню и ка-честву жизни с течением времени повышаются. Они могут заметно различаться в отдельных странах и ре-гионах.
Программы поддержания уровня доходов и уровня жизни дифференцированы. Они нацелены на обеспечение роста доходов тех, кто способен зарабатывать и защиту нетрудоспособных и социально незащищенных.
Уровень благосостояния населения определяется соотношением номинального, реального доходов и степенью неравенства доходов. Степень бедности характеризуется затратами на питание: чем выше доля затрат на питание в потребительских расходах, тем беднее семья. Преодоление бедности возможно путем роста эффективности общественного производства, политической и социальной защиты. [5]
Различают два вида программ:
1) программы социального страхования, которые частично возмещают потери заработка, связанные с заболеванием, пенсией, потерей работы. Эти программы финансируются за счет отчислений с заработной платы. Пособия являются заработанным правом, а не государственной благотворительной помощью.
Социальное страхование осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средств фондов социального страхования служат: а) страховые взносы застрахованных; б) страховые взносы предпринимателей; в) субсидии государства.
2) программы государственной помощи (пособия на детей, пенсии инвалидам и т.п.) - это государственные благотворительные программы, которые финансируются из общих налоговых поступлений. Для их получения необходимо свидетельство о своей неплатежеспособности (адресная помощь). [6]
В РБ в основе официальной методики измерения бедности лежит концепция абсолютной бедности, которая реализуется через построение минимальных потребительских бюджетов для различных социально-демографических групп населения с учетом их минимальных потребностей и круга товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности.
В белорусском законодательстве нет понятия «бедность», есть лишь термин «малообеспеченность». Ее черта -- это бюджет прожиточного минимума. Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», принятого 6 января 1999 года, граждане (семьи), имеющие среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума, признаются малообеспеченными. Формирование прожиточного минимума осуществляется с использованием нормативного и статистического методов.
По данным статистики, в 2001 году 28 % жителей Беларуси жили за чертой бедности. Сейчас официальные источники утверждают, что этот показатель снизился до 18 %, то есть за чертой бедности живет каждый шестой белорус. [4]
В то же время в Беларуси, как и во многих других странах Восточной Европы и бывшего СССР, встречаются некоторые уникальные явления. К примеру, это так называемые «работающие бедные» -- люди, которые имеют работу, но не могут прокормить свою семью. Кроме того, в развитых странах образованный человек -- практически синоним человеку состоятельному. В Беларуси даже высшее образование не может стать гарантией того, что человек не окажется за чертой бедности, отмечают специалисты.
По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), ежедневно нищета и голод уносят 25 тыс. человеческих жизней. Более 60% голодающих - женщины, 25% - дети (каждые 5 секунд от голода умирает ребенок). Число хронически недоедающих людей увеличивается в среднем на 4 млн. в год. [4]
Бедность в Республике Беларусь носит в основном временный характер. Распределение населения по периодам их пребывания за чертой бедности характеризуется следующим: 61,5% населения республики никогда не пребывает в бедности; 7,7% населения бедны все 12 месяцев. Для остальных бедность - временное явление, длящееся менее года. [4]
Необходимо отметить, что методика измерения бедности в Республике Беларусь нуждается в дальнейшем ее совершенствовании. В настоящий момент важно организовать мониторинг бедности не только с точки зрения дохода или потребностей, но и с точки зрения возможностей развития человеческого потенциала, к которым относятся:
- здоровье и продолжительность жизни;
- уровень образования;
- возможность участвовать в общественной жизни, иметь достаточный уровень дохода для удовлетворения других социально-культурных потребностей.
Согласно программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы, разработанной в соответствии с Законом Республики Беларусь ”О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь“, главной целью социально-экономического развития республики на рассматриваемый период является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.
Для ее достижения необходимо обеспечить:
- рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
- работу органов государственного управления в интересах человека в целях удовлетворения его потребностей;
- благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;
- опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры - основы совершенствования человеческого капитала;
- внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
- осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;
- расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;
- национальную безопасность страны. [8]
Таким образом, разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одним из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества. Сокращение численности бедняков -- одна из основных задач социальной политики государства в странах рыночной экономики. Изменение экономической политики в состоянии существенно повлиять на ситуацию с бедностью.
Исследование уровня жизни, бедности, имущественной и социальной дифференциации населения актуализирует вопросы социальной защиты населения.
Уровень жизни зависит, во-первых, от фактического потреб-ления материальных, духовных благ, во-вторых, от развития по-требностей. Его определяют множество факторов. К ним относятся обеспеченность работой, доход в расчете на семью и на одного человека, доступность услуг образования, здравоохранения, культуры, гарантия нормальной жизнедеятельности в перспективе и др.
Для оценки уровня жизни применя-ют ряд показателей:
- потребление основных продуктов на душу населения (семью);
- потребительская корзина;
- потребительский бюджет;
- прожиточный минимум.
Частными показателями уровня жизни являются: уровень и динамика заработной платы и трудовых доходов; динамика дохо-дов от различных финансовых активов, включая дивиденды, про-центы по вкладам и т. д.; уровень налогов; индекс розничных цен на потребительские товары и услуги; индекс стоимости жизни (бюд-жетный индекс); удельный вес фонда потребления в националь-ном доходе; уровень, динамика и структура потребительских рас-ходов населения; уровень занятости; продолжительность рабочей недели; доля механизированного и автоматизированного труда в общих трудовых затратах; расходы государства на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и социаль-ное страхование.
Система показателей уровня жизни, рекомендованная ООН, включает широкий круг характеристик условий жизни. Выделяют 12 групп показателей:
рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения;
санитарно-гигиенические условия жизни;
потребление продовольственных товаров;
жилищные условия;
образование и культура;
условия труда и занятость;
доходы и расходы населения;
стоимость жизни и потребительские цены;
транспортные средства;
организация отдыха;
социальное обеспечение;
свобода человека.
Программы поддержания уровня доходов и уровня жизни дифференцированы. Они нацелены на обеспечение роста доходов тех, кто способен зарабатывать и защиту нетрудоспособных и социально незащищенных. Уровень благосостояния населения определяется соотношением номинального, реального доходов и степенью неравенства доходов.
В белорусском законодательстве нет понятия «бедность», есть лишь термин «малообеспеченность». Ее черта -- это бюджет прожиточного минимума. Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», принятого 6 января 1999 года, граждане (семьи), имеющие среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума, признаются малообеспеченными. Бедность в Республике Беларусь носит в основном временный характер.
Необходимо отметить, что методика измерения бедности в Республике Беларусь нуждается в дальнейшем ее совершенствовании. С этой целью была разработана и в настоящее время выполняется программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были рассмотрены понятия «уровень бедности», «нищета», её количественное определение, пути сглаживания неравенства, была проанализирована проблема неравенства доходов, дана характеристика минимального потребительского бюджета и бюджета прожиточного минимума в Республике Беларусь, представлены значения индекса потребительских цен в 2007 году, данные о величине минимального потребительского бюджета для различных социально-демографических групп за 2006 и 2007 годы, размер бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам за 2005-2007 годы.
В курсовой работе был произведен анализ основных социально-экономических показателей уровня жизни Республики Беларусь, исследованы экономические и социальные последствия обнищания населения и рассмотрены программы государственной помощи малообеспеченным гражданам Республики Беларусь.
На основании материала данной работы можно сделать вывод о невозможности найти универсального решения такой проблемы как «нищета», которое можно было бы применить на глобальном уровне. Для ее решения решающее значение скорее имеют программы для конкретных стран, направленные на борьбу с нищетой, и международные усилия в поддержку мер, принимаемых на национальном уровне, а также параллельное осуществление процесса создания международных условий, способствующих ее решению.
Проблемы нищеты возникла и развились давно. Она особенно обострились в эпоху, когда усилилась неравномерность экономического и политического развития государств. Данная проблема наиболее злободневна для развивающихся стран. На Земле теперь голодающих больше, чем когда-либо в истории человечества. Согласно прогнозу секретариата Конференции ООН по торговле и развитию соотношение между развитыми и слаборазвитыми странами составляет примерно 1:60, т.е. на каждую развитую страну приходится примерно 60 слаборазвитых государств. [4]
Причин нищеты и голода в развивающихся государствах множество. Среди них следует назвать неравноправное положение этих стран в системе международного разделения труда.
Основным направлением борьбы против нищеты и голода является реализация принятой ООН Программы нового международного экономического порядка (НМЭП), которая предполагает, во-первых, утверждение в международных отношениях, демократических принципов равенства и справедливости, во-вторых, безусловное перераспределение в пользу развивающихся государств накопленных богатств и вновь создаваемых мировых доходов; в-третьих, международное регулирование процессов развития отсталых стран.
По оценкам продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), ежедневно нищета и голод уносят 25 тыс. человеческих жизней. Более 60% голодающих - женщины, 25% - дети (каждые 5 секунд от голода умирает ребенок). Число хронически недоедающих людей увеличивается в среднем на 4 млн. в год. [4]
Таким образом, для нормального функционирования всех сфер жизнедеятельности дифференциация необходима - более того, она является фактором прогресса. Главная задача государства состоит в том, чтобы минимизировать её резкие скачки, а также уменьшить количественный разброс между очень богатыми слоями и очень бедными. В результате необходимо предпринять несколько конкретных шагов в экономической и социальной сфере:
- принятие и неукоснительное соблюдение реальных бюджетов, как государственных так и областных, что обеспечит соответствие реальных и номинальных заработных плат;
- сокращение льготных категорий населения;
- усиление методов по контролю за рациональным использованием средств из социальных фондов;
- способствование образованию «среднего класса» путём поддержки мелкого предпринимательства, а также бюджетных категорий населения;
- грамотное налоговое законодательство, использование прогрессивных налоговых ставок в комплексе с чётким контролем за уплатой налогов;
- борьба с «теневой экономикой», путём искоренения коррупции во властных структурах.
Для Беларуси реальная возможность остановить экономическую и социальную деградацию - сделать свою экономику более эффективной. С этой целью была разработана Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы. Главными результатами её реализации должны стать активизация инновационного развития национальной экономики, создание необходимых условий для обеспечения устойчивого и эффективного ее развития, а также реализации социально-экономических приоритетов страны. Это позволит в прогнозируемый период повысить уровень и качество жизни народа:
- улучшить демографическую ситуацию в стране (повысить уровень рождаемости, снизить смертность детей и лиц трудоспособного возраста, особенно мужчин, увеличить продолжительность жизни);
- в области политики доходов населения и условий их обеспечения - увеличить реальные денежные доходы на 49 - 56 процентов, реальную заработную плату - на 52 - 58 процентов;
- повысить поэтапно уровень минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета, а размеры социальных пособий - до бюджета прожиточного минимума;
- сократить в два раза за 2006 - 2010 годы уровень малообеспеченности населения;
- создать благоприятные условия для развития человеческого потенциала на основе внедрения государственных минимальных социальных стандартов, приоритетного развития систем образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, повышения уровня их финансового обеспечения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Толковый словарь Даля
2. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. Пособие/ Под редакцией Э. И. Лобковича. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000
3. Экономическая теория: Учебник/ Н.И.Базылев, М.Н. Базылева, С.П.Гурко и др.; Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.:БГЭУ, 2002
4. Тема Дня прав человека в 2006 году - "Борьба с нищетой: обязанность, а не милосердие". http://www.belta.by/ru/print?id=125508
5. Экономика: Учебник/ Под ред. Доц. А.С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 1999
6. Современная экономика. Общедоступный курс/ Под ред. Мамедовова О.Ю. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998
7. Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г. № 55 «О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции»
8. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь
на 2006 - 2010 годы.
9. Стандарт предприятия. Курсовое и дипломное проектирование. Правила компьютерного оформления текстовых и графических документов. СТП ВГКС 1.01.-2005.
- Курсовая работа по экономике предприятия
- Курсовая работа по авиационной и ракетно-космической технике
- Курсовая работа по иновационному менджменту
- Курсовая работа по геодезии
- Курсовая работа по экономике труда
- Курсовая работа по инвестициям
- Курсовая работа по начертательной геометрии
- Курсовая работа по теории машин и механизмов
- Курсовая работа по гидравлике
- Курсовая работа по стандартизации
- Курсовая работа по социальной работе
- Курсовая работа по экономическому анализу
- Курсовая работа по информационной безопасности
- Курсовая работа по стратегическому менеджменту
- Курсовая работа по геологии
- Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы.
- Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов.
- Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания.
- Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться.
- Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы.
- Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей.